Решение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2002 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Т. и М. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании
не соответствующим действующему законодательству распоряжения
Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1483-р,
ссылаясь на то, что его реализация приведет к дальнейшему
обострению проблемы радиационного загрязнения и нарушению прав
граждан Уральского региона на благоприятную окружающую среду и
иных неимущественных прав.
Верховный Суд РФ 26 февраля 2002 г. заявление удовлетворил по
следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа,
не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий
гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, может
быть признан судом недействительным.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 15 октября
1998 г. N 1483-р в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21
ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"
разрешило прием на переработку ограниченного количества
отработавшего ядерного топлива из Венгерской Республики в порядке,
определенном решением Минатома России, Госкомэкологии России и
Госатомнадзора России по организации приема ограниченного
количества отработавшего ядерного топлива атомной электростанции
"Пакш", сооруженной при технической помощи СССР в Венгерской
Республике, от 16 июля 1997 г.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды" среди основных принципов, на основе которых
должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов
государственной власти Российской Федерации, указаны: соблюдение
права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение
благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция
экологической опасности планируемой хозяйственной и иной
деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую
среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной
деятельности; обязательность проведения государственной
экологической экспертизы проектов и иной документации,
обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может
оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу
жизни, здоровью и имуществу граждан.
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии",
определяющий правовую основу и принципы регулирования отношений,
возникающих при использовании атомной энергии, также направлен на
защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды.
В силу ст. 9 этого Закона, устанавливающей полномочия
Правительства Российской Федерации в области использования атомной
энергии, Правительство решает вопросы ввоза в Российскую Федерацию
отработавшего ядерного топлива в целях его переработки, включая
технологический процесс временного хранения до его переработки, в
соответствии с законом.
Согласно ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством
Союза Советских Социалистических Республик и Революционным Рабоче
- Крестьянским Правительством Венгерской Народной Республики о
сотрудничестве в сооружении атомной электростанции в Венгерской
Народной Республике от 28 декабря 1966 г., подписанного
Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской
Республики 1 апреля 1994 г., соответствующие организации
Российской Федерации будут принимать отработавшее ядерное топливо
АЭС "Пакш" в виде тепловыделяющих сборок и регулирующих кассет
после пятилетней выдержки на АЭС "Пакш" в течение всего периода
эксплуатации АЭС "Пакш" на условиях, аналогичных приему
отработавшего ядерного топлива из других стран по
межправительственным соглашениям, заключенным СССР до 31 декабря
1991 г.
Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 1993 г. N
472 "О выполнении Российской Федерацией межправительственных
соглашений о сотрудничестве в сооружении атомных электростанций за
рубежом" подтверждено выполнение Российской Федерацией как
государством - продолжателем СССР обязательств, вытекающих из
межправительственных соглашений о сотрудничестве в сооружении
атомных электростанций за рубежом, заключенных СССР до 1991 г. и
предусматривающих, в частности, поставки ядерного топлива из
России и возврат в Россию на переработку отработавшего ядерного
топлива этих атомных электростанций.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что
общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора.
Правительство Российской Федерации, выполняя
межправительственные соглашения, заключенные СССР до 1991 г., в
которых не оговорены условия возврата государству - поставщику
отработавшего ядерного топлива образующихся при его переработке
радиоактивных отходов и продуктов переработки, должно решать эти
вопросы в каждом конкретном случае с учетом требований ст. 48
Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Так, в силу ч. 4 ст. 48 названного Федерального закона ввоз в
Российскую Федерацию из иностранных государств облученных
тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для их переработки
разрешается в случае, если проведены государственная экологическая
экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего
проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации,
обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и
повышение уровня экологической безопасности в результате
реализации соответствующего проекта.
Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок
ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров
Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N
174-ФЗ "Об экологической экспертизе" обязательной государственной
экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне,
подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного
и ненормативного характера, реализация которых может привести к
негативным воздействиям на окружающую природную среду.
Заинтересованное лицо не представило суду доказательств того,
что государственная экологическая экспертиза проекта распоряжения
Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1483-р
проводилась.
Доводы представителей заинтересованного лица о пропуске
заявителями срока для обращения в суд с жалобой не могут служить
основанием для отказа в удовлетворении их требований.
Из содержания оспариваемого распоряжения следует, что прием на
переработку ограниченного количества отработавшего ядерного
топлива осуществляется в порядке, определенном решением Минатома
России, Госкомэкологии России и Госатомнадзора России.
Решением этих ведомств от 16 июля 1997 г. предусмотрен прием в
виде исключения отработавшего ядерного топлива АЭС "Пакш" в
количестве 3550 отработавших сборок в переходный период на
условиях предшествующей практики, т.е. без последующего возврата
отвержденных радиоактивных отходов и продуктов переработки в
Венгерскую Республику.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября
1998 г. N 1483-р, являющееся ненормативным актом, опубликовано в
Собрании законодательства Российской Федерации 19 октября 1998 г.
(N 42) и доведено до сведения неопределенного круга лиц.
Вместе с тем в нем имеется ссылка на решение Минатома России,
Госкомэкологии России и Госатомнадзора России от 16 июля 1997 г.,
которое не было опубликовано.
Т. и М. указали, что об этом документе им стало известно в
середине августа 2001 г., после чего они обратились с заявлением в
суд.
Допрошенный в суде в качестве свидетеля Ч. пояснил, что
отделение международной некоммерческой организации "Совет
"Гринпис" получило текст вышеназванного решения Минатома России,
Госкомэкологии России и Госатомнадзора России в начале августа
2001 г. Поскольку заявители занимаются вопросами охраны окружающей
среды в Челябинской области, данный документ им был передан в
середине августа 2001 г.
Прием на переработку отработавшего ядерного топлива
осуществляется производственным объединением "Маяк", расположенным
в Челябинской области.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 27
апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой
установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно
о нарушении его права.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может
быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства,
затруднившие получение информации об обжалованных действиях
(решениях) и их последствиях, предусмотренных ст. 2 указанного
Закона.
С учетом того, что заявители получили информацию о порядке
приема ограниченного количества отработавшего ядерного топлива АЭС
"Пакш" в августе 2001 г., после чего обратились с заявлением, суд
считает, что Т. и М. пропустили установленный законом срок для
обжалования ненормативного акта по уважительным причинам, в связи
с чем он (срок) подлежит восстановлению.
Верховный Суд РФ заявление Т. и М. удовлетворил: признал
недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации
от 15 октября 1998 г. N 1483-р.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 21 мая 2002 г.
решение оставила без изменения.
|