Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОТ 21.02.2002 ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 52854/99, ПОДАННОЙ АННОЙ ИВАНОВНОЙ РЯБЫХ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [РУС., АНГЛ.]

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                               [неофициальный перевод
                                                       с английского]
   
                   ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
   
                             ВТОРАЯ СЕКЦИЯ
   
                                РЕШЕНИЕ
               ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 52854/99,
                     ПОДАННОЙ АННОЙ ИВАНОВНОЙ РЯБЫХ
                      ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                   (Страсбург, 21 февраля 2002 года)
   
       Европейский суд по правам человека, заседая 21 февраля 2002 г.
   Палатой в составе:
       Х.Л. Розакиса - Председателя,
       Ф. Тюлькенс,
       Дж. Бонелло,
       Э. Левитса,
       С. Ботучаровой,
       А. Ковлера,
       Э. Штайнер - судей,
       с участием Э. Фриберга - секретаря Секции Суда,
       имея   в   виду,  что  указанная жалоба была подана 19 августа
   1999 г. и зарегистрирована 23 ноября 1999 г.,
       принимая во      внимание      меморандум,      представленный
   государством-ответчиком, а также ответные возражения заявителя,
       проведя обсуждение,
       принял следующее Решение:
   
                                 ФАКТЫ
   
       Заявительница, Анна   Ивановна   Рябых,   является  гражданкой
   Российской Федерации, 1949 года рождения, проживает в селе Ниновка
   Белгородской области Российской Федерации.
   
                         A. Обстоятельства дела
   
       Обстоятельства дела,   представленные  Сторонами,  могут  быть
   изложены следующим образом.
       Заявительница обратилась  с  иском к Новооскольскому отделению
   Сбербанка  России,  Сбербанку  России,  государству  Россия.   Она
   утверждала,  что  ее  личные сбережения,  которые она разместила в
   1991 году в банке,  существенно потеряли в  стоимости  в  связи  с
   экономическими    реформами.    Государство    же   не   исполнило
   обязательства,  принятого на себя  в  соответствии  с  Федеральным
   законом  "О  восстановлении и защите сбережений граждан Российской
   Федерации",  по восстановлению стоимости депозитов,  размещенных в
   Сберегательном  банке  Российской  Федерации,  в целях компенсации
   последствий инфляции.
       30 декабря 1997  г.  судья  Л.Ф.  Лебединская  Новооскольского
   районного  суда  Белгородской  области  вынесла  решение  в пользу
   заявительницы  и  присудила  выплатить  ей  из  казны  государства
   129544106   рублей   <*>.   Суд  не  принял  основного  возражения
   государства в отношении того,  что схема возмещения не может  быть
   применена  на  практике,  поскольку не было издано соответствующих
   подзаконных актов.  Суд установил,  что в этом случае присутствует
   вина  лишь  самого  государства:  не  было  издано соответствующих
   подзаконных актов,  и,  поскольку  в  соответствии  с  Федеральным
   законом гарантированные депозиты признаются в качестве внутреннего
   государственного долга,  то в  данном  случае  должны  применяться
   соответствующие нормы гражданского законодательства.
       --------------------------------
       <*> Сумма   указана   без   учета деноминации, произведенной в
   1998  году.  В  соответствии  с  Указом Президента РФ от 4 августа
   1997 г. N 822 "Об  изменении  нарицательной  стоимости  российских
   денежных   знаков   и  масштаба цен" с 1 января 1998 г.  рубль был
   деноминирован по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца
   на 1 рубль в деньгах нового образца.
   
       28 февраля  1998  г.  по кассационной жалобе указанное Решение
   было отменено Белгородским областным судом.
       13 апреля  1998 г.  председатель Белгородского областного суда
   И.Г.  Заздравных  и  позднее,  24  апреля  1998  г.,   прокуратура
   Белгородской    области    отказали    в   удовлетворении   жалобы
   заявительницы об отмене Решения Белгородского областного суда.
       После нового  изучения  дела  8  июня  1998 г.  Новооскольским
   районным   судом   было вынесено решение,  аналогичное Решению  от
   30  декабря  1997  г.  Однако  сумма возмещения была установлена в
   размере 133963 рублей 70 копеек.
       Решение не обжаловалось и вступило в силу спустя десять дней.
       19 января 1999 г. было возбуждено исполнительное производство.
       В 1999 году (точная дата неизвестна), во время исполнительного
   производства,  председателем  Белгородского  областного  суда  был
   принесен протест в порядке надзора на Решение от 8 июня 1998 г.
       Протест был  рассмотрен   19   марта   1999   г.   президиумом
   Белгородского     областного     суда     под    председательством
   И.Г. Заздравных. Согласившись с доводами, изложенными в  протесте,
   президиум отменил Решение от 8 июня 1998 г. и вынес новое решение,
   которым отклонил требования заявительницы.  Заявительница не  была
   уведомлена   о   принесении  протеста  и  не  была  приглашена  на
   соответствующее  заседание  президиума  Белгородского   областного
   суда.
       17 июня 1999 г. исполнительное производство было прекращено.
       4 января  2001  г.  заместителем  Председателя Верховного Суда
   Российской Федерации был принесен протест  на  Решение  президиума
   Белгородского областного суда от 19 марта 1999 г.
       22 января 2001  г.  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации удовлетворила этот протест.
   Она установила, что президиумом Белгородского областного суда были
   приведены   надлежащие   основания  для  отмены  Решения от 8 июня
   1998 г., однако признала неправомерным отказ в иске заявительницы,
   поскольку  тем  самым  последняя лишалась гарантированного Законом
   права на возврат денежных средств,  внесенных на счет в  Сбербанке
   Российской  Федерации.  Кроме  того,  Судебная  коллегия  признала
   нарушение права заявительницы быть извещенной  о  рассмотрении  ее
   дела президиумом Белгородского областного суда.
       4 июня  2001 г.  после нового рассмотрения дела Новооскольским
   районным судом было вынесено новое решение в пользу заявительницы.
   Сумма   возмещения   включала  в  себя  188724  рубля  в  качестве
   компенсации за  девальвацию  вклада  и  60000  рублей  в  качестве
   компенсации морального вреда.  Суд установил,  что систематические
   задержки  в  исполнении  государством  своего   обязательства   по
   компенсации    сбережений    заявительницы   причинили   последней
   физические и нравственные страдания.
       Указанное Решение было отменено Решением судебной коллегии  по
   гражданским   делам   Белгородского  областного суда от 14 августа
   2001 г. <*>, и дело направлено на новое рассмотрение.
       --------------------------------
       <*> Дело рассматривалось в  кассационном  порядке.  -  Примеч.
   пер.
   
        B. Соответствующие внутригосударственные правовые нормы
                     и правоприменительная практика
   
       В соответствии с правилами гражданского  процесса  <*>  в  том
   случае, когда на решение суда первой инстанции подана кассационная
   жалоба,  оно становится окончательным,  если будет  оставлено  без
   изменения кассационной инстанцией:
       --------------------------------
       <*> Основным    источником   которого   является   Гражданский
   процессуальный кодекс РСФСР от 1964 г. - Примеч. пер.
   
       Статья 208
   
       "Решение суда вступает в законную  силу  по  истечении  срока,
   необходимого  для  подачи  кассационной жалобы,  если такая жалоба
   подана не была.  Если решение не  было  отменено  по  кассационной
   жалобе,  оно  вступает  в силу после вынесения решения вышестоящим
   судом ..." <*>.
       --------------------------------
       <*> В действительности  указанная  статья  содержит  следующие
   положения:
   
       "Статья 208. Вступление решения суда в законную силу
   
       Решение мирового  судьи  по  истечении  срока на апелляционное
   обжалование и решение федерального  суда  по  истечении  срока  на
   кассационное  обжалование  вступают  в законную силу,  если они не
   были обжалованы,  за исключением решений, указанных в части второй
   настоящей статьи. В случае подачи соответственно апелляционной или
   кассационной   жалобы   решение   мирового   судьи   или   решение
   федерального суда,  если они не отменены, вступают в законную силу
   после рассмотрения дела вышестоящим судом.
       Решения, вынесенные  судами  по делам об оспаривании решений и
   действий (бездействия)  органов  государственной  власти,  органов
   местного самоуправления,  общественных объединений,  избирательных
   комиссий,  комиссий  референдума  и  должностных  лиц,  нарушающих
   избирательные  права граждан,  вступают в законную силу немедленно
   после их провозглашения, за исключением решений, вынесенных судами
   по  делам  об  оспаривании  результатов  выборов  или  результатов
   референдумов  (в  ред.  Федерального  закона от 7 августа 2000  г.
   N 120-ФЗ).
       По вступлении решения в законную силу стороны и  другие  лица,
   участвовавшие  в  деле,  а  также их правопреемники не могут вновь
   заявлять в суде те же исковые требования,  на том же основании,  а
   также  оспаривать  в  другом  процессе установленные судом факты и
   правоотношения.
       Если дело  было  начато  прокурором,  органом государственного
   управления,  профсоюзом,  предприятием, учреждением, организацией,
   колхозом, иной кооперативной организацией, их объединением, другой
   общественной  организацией  или  гражданином,  то   вступившее   в
   законную  силу решение обязательно для лица,  в интересах которого
   было начато дело.
       Если после  вступления  в  законную  силу  решения,  которым с
   ответчика    присуждены    периодические    платежи,    изменяются
   обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или на их
   продолжительность, каждая сторона вправе путем предъявления нового
   иска  требовать изменения размера и сроков платежей (в ред.  Указа
   Президиума ВС РСФСР от 1 августа 1980 г.    (Ведомости  ВС  РСФСР,
   1980, N 32, ст. 987)". - Примеч. пер.
   
       Далее возможно   лишь   обращение  к  суду  в  виде  жалобы  о
   пересмотре решения суда в порядке судебного надзора:
   
       Статья 319.  Решения,  определения  и  постановления,  которые
   могут быть пересмотрены в порядке надзора
   
       "Вступившие в   законную   силу   решения,    определения    и
   постановления  всех  судов РСФСР могут быть пересмотрены в порядке
   судебного надзора по протестам должностных  лиц,  перечисленных  в
   статье 320 настоящего Кодекса".
       Полномочия должностных лиц по принесению протеста  зависят  от
   их должности и территориальной юрисдикции:
   
       Статья 320. Лица, имеющие право принесения протеста
   
       "Протесты вправе приносить:
       1) Прокурор  РСФСР,  Председатель  Верховного  Суда РСФСР и их
   заместители - на решения,  определения и постановления любого суда
   РСФСР,  за  исключением  постановлений  Президиума Верховного Суда
   РСФСР;
       2) Председатель   Верховного   суда   автономной   республики,
   краевого,  областного,  городского суда, суда автономной области и
   суда  автономного  округа,  прокурор автономной республики,  края,
   области,  города,  автономной области и автономного  округа  -  на
   решения  и  определения  районных  (городских)  народных  судов  и
   определения судебных коллегий по гражданским делам  соответственно
   Верховного   суда  автономной  республики,  краевого,  областного,
   городского  суда,  суда  автономной  области  и  суда  автономного
   округа,  рассматривавших дело в кассационном порядке (в ред. Указа
   Президиума ВС РСФСР от 1 августа  1980  г.  (Ведомости  ВС  РСФСР,
   1980, N 32, ст. 987).
       Лица, перечисленные в части первой  настоящей  статьи,  вправе
   приносить  протесты  на  вступившие  в  законную  силу  решения  и
   определения  мировых  судей  (часть  вторая  введена   Федеральным
   законом от 7 августа 2000 г. N 120-ФЗ)".
       На практике большинство протестов приносится  соответствующими
   должностными лицами,  к примеру,  по жалобам от не удовлетворенных
   решением сторон в делах - в том случае,  если дело было решено без
   должного  изучения  применимого  права  или  в случае существенных
   нарушений процессуальных норм.
       Следует отметить,   что   полномочие  на  принесение  протеста
   является дискреционным,  то есть полностью зависит  от  усмотрения
   должностного  лица  решить  -  приносить  ли  по  конкретному делу
   протест или нет.
       В соответствии   со   ст.  322  ГПК  РСФСР  должностные  лица,
   перечисленные  в  ст.  320  ГПК  РСФСР,  вправе  в   пределах   их
   компетенции  истребовать из соответствующих судов гражданские дела
   для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста
   в порядке надзора.
       Статья 323  ГПК  РСФСР  наделяет  должностных   лиц,   которым
   предоставлено право принесения протеста в порядке надзора,  правом
   приостановить исполнение соответствующих  решений,  определений  и
   постановлений до окончания производства в порядке надзора.
       В соответствии со ст.  324 ГПК РСФСР при наличии оснований для
   принесения  протеста  должностное  лицо  приносит его и направляет
   протест  вместе   с   делом   в   соответствующий   суд.   Протест
   представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
       В соответствии со ст. 325 ГПК РСФСР:
       "Сторонам ...  направляются копии протеста, принесенного по их
   делу.  В необходимых случаях стороны ...  извещаются о  времени  и
   месте рассмотрения дела.
       Копии протеста лицам,  участвующим в деле, направляются судом.
   Суд  назначает  время  рассмотрения  дела с таким расчетом,  чтобы
   лица, участвующие в деле, имели возможность представить письменные
   объяснения на протест и дополнительные материалы".
       В соответствии со ст.  328 ГПК РСФСР  протест  рассматривается
   посредством устной процедуры, и стороны дают свои объяснения после
   доклада дела соответствующим судьей.
       Суды, рассматривающие  дела  по  протестам  в порядке надзора,
   имеют обширную юрисдикцию в отношении окончательного решения:
   
       Статья 329.  Полномочия суда,  рассматривающего дело в порядке
   надзора
   
       "Суд, рассмотрев  дело  в порядке надзора,  своим определением
   или постановлением вправе:
       1) оставить   решение,   определение   или  постановление  без
   изменения, а протест - без удовлетворения;
       2) отменить  решение,  определение или постановление полностью
   или в части и направить дело на новое рассмотрение  в  суд  первой
   или второй инстанции;
       3) отменить решение,  определение или постановление  полностью
   или  в  части  и  прекратить  производство  по  делу либо оставить
   заявление без рассмотрения;
       4) оставить  в  силе одно из ранее вынесенных по делу решений,
   определений или постановлений;
       5) отменить  либо  изменить  решение  суда первой,  второй или
   надзорной инстанций и вынести новое решение,  не передавая дела на
   новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании
   норм материального права".
       Законодательством не   предусмотрены   какие-либо   сроки   по
   принесению протеста,  и, в принципе, протест может быть принесен в
   любое время после того, как решение суда стало окончательным.
   
                              СУТЬ ЖАЛОБЫ
   
       1. Заявительница,  ссылаясь на п.  1 ст. 6 Конвенции, жалуется
   на нарушение своего права на справедливое разбирательство в  связи
   с   отменой   президиумом Белгородского областного суда Решения от
   8 июня 1998 г., которое стало окончательным  и  по  которому  было
   начато  исполнительное  производство.  Кроме  того,  заявительница
   добавляет,  что она не была проинформирована о принесении протеста
   и не была приглашена на заседание президиума. Заявительница узнала
   о постановлении  президиума  Белгородского  областного  суда  лишь
   спустя пять месяцев после его вынесения.
       2. Далее,  ссылаясь на  ст.  1  Протокола  N  1  к  Конвенции,
   заявительница жалуется на негативные последствия для ее сбережений
   от инфляции и на отказ государства выплатить ей компенсацию в этой
   связи.  Отмена  решения,  вынесенного в ее пользу,  также нарушает
   указанные положения Конвенции.
   
                                 ПРАВО
   
       1. Ссылаясь на п. 1 ст. 6 Конвенции, заявительница жалуется на
   то,  что  Решение  от  8  июня  1998  г.  было  отменено в связи с
   принесением протеста  и  что  процедура  рассмотрения  ее  дела  в
   президиуме Белгородского областного суда была "несправедливой". Из
   пункта 1 ст. 6 Конвенции следует:
       "Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях
   ...  имеет право на справедливое  ...  разбирательство  ...  судом
   ...".
       Власти государства-ответчика   утверждают,   что,    поскольку
   Решение  Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2001 г.
   по соответствующему протесту  привело  к  повторному  рассмотрению
   дела  заявительницы  по  существу,  государством  были предприняты
   эффективные меры для восстановления и защиты прав заявительницы  в
   соответствии с Конвенцией. Власти государства-ответчика утверждают
   также,  что по делу заявительницы не было вынесено  окончательного
   решения на внутригосударственном уровне,  и, таким образом, жалоба
   не может рассматриваться Судом.
       Заявительница просит   рассмотреть   свою   жалобу,  поскольку
   сомневается в перспективах нового рассмотрения ее дела.
       Суд отмечает,  что  жалоба на нарушение п.  1 ст.  6 Конвенции
   касается отмены ранее вынесенного в пользу  заявительницы  решения
   суда.  Вопрос заключается в том,  может ли процедура,  позволяющая
   отменить   окончательное   решение суда, быть рассмотрена в рамках
   ст. 6 Конвенции, и, в частности,  был  ли нарушен принцип правовой
   определенности (см. Постановление Большой Палаты Европейского суда
   по  делу  "Брумареску  против Румынии" (Brumarescu v.  Romania) от
   28 октября 1999 г., жалоба N 28342/95, з 62).
       Однако остается  неясным,  как можно говорить о том,  что факт
   отмены по последующему протесту решения  президиума  Белгородского
   областного   суда   улучшил   правовую   определенность   в   деле
   заявительницы.   Этот   вопрос   и   не   затрагивается   в   ходе
   продолжающегося на внутригосударственном уровне разбирательства.
       Суд полагает,  что, в свете представленных сторонами мнений, в
   данном  случае  затрагиваются  серьезные  вопросы  факта и права в
   соответствии с Конвенцией,  определение которых  требует  изучения
   дела по существу.  Таким образом,  Суд приходит к заключению,  что
   жалоба не является явно необоснованной  по  смыслу  п.  3  ст.  35
   Конвенции.  Каких-либо  других  оснований  для  объявления  данной
   жалобы неприемлемой установлено не было.
       2. Далее  заявительница  жалуется  на  то,  что девальвация ее
   сбережений,  вызванная инфляцией,  а также рассмотрение ее дела  в
   порядке  надзора  и  отмена  вынесенного  в ее пользу решения суда
   нарушает ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции, которая предусматривает:
       "Каждое физическое   или   юридическое  лицо  имеет  право  на
   уважение своей собственности.  Никто не может  быть  лишен  своего
   имущества   иначе   как   в  интересах  общества  и  на  условиях,
   предусмотренных законом и общими принципами международного права.
       Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать
   выполнение таких законов,  какие ему  представляются  необходимыми
   для  осуществления  контроля  за  использованием  собственности  в
   соответствии  с  общими  интересами  или  для  обеспечения  уплаты
   налогов или других сборов или штрафов".
       По основаниям,  изложенным  выше,   Суд   не   соглашается   с
   утверждением  властей государства-ответчика в отношении того,  что
   жалоба является преждевременной.
       Жалоба заявительницы  на  нарушение  ст.  1  Протокола  N  1 к
   Конвенции заключается в том, что отменой окончательного Решения от
   8 июня 1998 г.,  вынесенного в пользу заявительницы,  Белгородский
   областной суд лишил заявительницу ее  имущества  или,  по  крайней
   мере,  вмешался  в право последней на уважение своей собственности
   (см. цитировавшееся выше Постановление Большой Палаты Европейского
   суда по делу Брумареску (Brumarescu), з 70, 73 и 77).
       Суд полагает,  что в  свете  вышеуказанного,  а  также  мнений
   сторон,  данная часть жалобы затрагивает серьезные вопросы факта и
   права в соответствии с  Конвенцией,  определение  которых  требует
   изучения   дела   по  существу.  Таким  образом,  Суд  приходит  к
   заключению,  что настоящая жалоба не является явно  необоснованной
   по смыслу п.  3 ст.  35 Конвенции. Каких-либо других оснований для
   объявления жалобы неприемлемой установлено не было.
   
              НА ОСНОВАНИИ ВЫШЕУКАЗАННОГО СУД ЕДИНОГЛАСНО
   
       объявляет жалобу  приемлемой,  не  предопределяя  решения   по
   существу дела.
   
                                                         Председатель
                                                          Палаты Суда
                                                      Христос РОЗАКИС
   
                                                     Секретарь Секции
                                                         Эрик ФРИБЕРГ
   
   
   
   
   
   
                     EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS
   
                             FIRST SECTION
   
                                DECISION
          AS TO THE ADMISSIBILITY OF APPLICATION No. 52854/99
                BY ANNA IVANOVNA RYABYKH AGAINST RUSSIA
   
                        (Strasbourg, 21.II.2002)
   
       The European Court of Human Rights,  sitting  on  21  February
   2002 as a Chamber composed of
       Mr C.L. Rozakis, President,
       Mrs F. Tulkens,
       Mr G. Bonello,
       Mr E. Levits,
       Mrs S. Botoucharova,
       Mr A. Kovler,
       Mrs E. Steiner, judges,
       and Mr E. Fribergh, Section Registrar,
       Having regard to the above application introduced on 19 August
   1999 and registered on 23 November 1999,
       Having regard to the observations submitted by the  respondent
   Government   and  the  observations  in  reply  submitted  by  the
   applicant,
       Having deliberated, decides as follows:
   
                               THE FACTS
   
       The applicant,  Anna Ivanovna Ryabykh,  is a Russian national.
   She was born in  1949  and  lives  in  Ninovka,  Belgorod  Region,
   Russia.
   
                    A. The circumstances of the case
   
       The facts  of  the case,  as submitted by the parties,  may be
   summarised as follows.
       The applicant brought proceedings  against  the  Novooskolskiy
   Branch  of the Savings Bank of Russia,  the Savings Bank of Russia
   (Сберегательный банк Россиийской Федерации)  and  the  State.  She
   claimed  that  her personal savings,  which she had deposited with
   the bank in 1991,  had significantly  dropped  following  economic
   reforms,  and  that  the  State  had  not  properly discharged its
   obligation to revalue the deposits in the Savings Bank in order to
   offset  the effects of inflation,  even though it had assumed that
   obligation under the Law on  Revaluation  and  Protection  of  the
   Savings  of  Citizens  of the Russian Federation enacted on 10 May
   1995 (Федеральный закон  "О  восстановлении  и  защите  сбережений
   граждан Российской Федерации", hereinafter - "Savings Act").
       On 30 December 1997 Judge Lebedinskaya  of  the  Novooskolskiy
   District Court of the Belgorod Region (Новооскольский районный суд
   Белгородской области) found in the applicant's favour and  awarded
   her  129,544,106  <1> roubles (RUR) payable by the State treasury.
   The court rejected the State's main defence that the reimbursement
   scheme  under  the  Savings  Act  could  not  be  implemented  for
   practical reasons,  no special secondary legislation  having  been
   passed.  It  found  that  it  was  the  State's  own fault that no
   secondary legislation had been passed and that since  the  Savings
   Act  recognised  the  guaranteed  deposits as the State's internal
   debt, the ordinary civil rules on late payment were applicable.
       --------------------------------
       <1> The amount is indicated without regard to the denomination
   of 1998.  In accordance  with  the  Presidential  Decree  "on  the
   Modification of  Face  Value  of Russian Currency and Standards of
   Value" of 4 August 1997, 1,000 "old" roubles became 1 "new" rouble
   as of 1 January 1998.
   
       On 28 February 1998 that decision was set aside on  appeal  by
   the Belgorod Regional Court (Белгородский областной суд).
       On 13 April 1998 the President of the Belgorod Regional Court,
   Judge Zazdravnykh,  and later,  on 24 April 1998, the Prosecutor's
   Office  of  the  Belgorod Region refused the applicant's petitions
   for supervisory review of the appeal judgment.
       After a  fresh  examination  of  the  case  on 8 June 1998 the
   Novooskolskiy District Court gave a judgment similar to the one of
   30  December  1997.  The   award,  however,   was   readjusted  to
   RUR 133,963.70.
       No appeal  was lodged against the judgment and it became final
   ten days later.
       On 19 January 1999 enforcement proceedings were commenced.
       On an   unspecified   date  in  1999,  while  the  enforcement
   proceedings were  in  progress,  the  President  of  the  Belgorod
   Regional  Court  lodged  an  application  for  supervisory  review
   (протест в порядке надзора) of the judgment of 8 June 1998.
       The application was examined on 19 March 1999 by the Presidium
   of  the  Belgorod  Regional  Court  under  the presidency of Judge
   Zazdravnykh.  Having  accepted  the  reasons  contained   in   the
   application,   the   Presidium  set  aside  the judgment of 8 June
   1998  and substituted its own decision dismissing the  applicant's
   case   altogether.  The  applicant  was   not   informed  that the
   application  for supervisory review had been lodged or invited  to
   attend the hearing before the Presidium.
       On 17 June 1999 the enforcement proceedings were discontinued.
       On 4  January  2001 a deputy president of the Supreme Court of
   Russia  lodged  an  application  for  supervisory  review  of  the
   decision of the Presidium of 19 March 1999.
       On 22 January 2001 the Civil  Chamber  of  the  Supreme  Court
   granted  the  application.  It  found that the Presidium had given
   valid reasons for setting aside the judgment of 8 June  1998,  but
   ruled  that  the applicant's case could not have been dismissed in
   full,  as  that  would  deprive  her   of   her   entitlement   to
   reimbursement  of  the  money  she  had deposited with the Savings
   Bank.  It was also acknowledged that the applicant's right  to  be
   informed  that her case was reviewed by the Presidium had not been
   respected.
       On 4  June  2001,  after  a  new examination of the case,  the
   Novooskolskiy District Court  delivered  a  new  judgment  in  the
   applicant's favour. The award included RUR 188,724 as compensation
   for devaluation and RUR 60,000 by way  of  non-pecuniary  damages.
   The  court stated that the Government's systematic delaying of its
   obligation  to  revalue  the  applicant's  savings  caused   moral
   suffering and anguish.
       The judgment was overturned as a whole on appeal on 14  August
   2001 and the case was remitted for re-examination.
   
                 B. Relevant domestic law and practice
   
       Under the  rules  of  civil procedure (the principal source of
   which is the Code of Civil Procedure of 1964),  if  an  appeal  is
   lodged against a judgment of a first-instance court, that judgment
   will  become  final  if  it  is  upheld  by  the  appellate  court
   (кассационная инстанция):
   
                              Article 208
   
       "Court judgments  shall  become   legally   binding   on   the
   expiration  of the time-limit for lodging a cassation appeal if no
   such appeal has been  lodged.  If  the  judgment  is  not  quashed
   following a cassation appeal, it shall become legally binding when
   the higher court delivers its decision..."
       The only   further   means   of   recourse   is   the  special
   supervisory-review procedure that enables  the  courts  to  reopen
   final judgments (пересмотр в порядке судебного надзора):
   
                              Article 319
   
       "Final judgments,  decisions and rulings of all Russian courts
   shall be amenable to supervisory review on an  application  lodged
   by officials listed in Article 320 of the Code."
       The power of  officials  to  lodge  an  application  (протест)
   depends on their rank and territorial jurisdiction:
   
                              Article 320
   
       "Applications may be lodged by:
       1. The Prosecutor General - against judgments,  decisions  and
   rulings of any court;
       2. The President of the Supreme Court - against rulings of the
   Presidium  of the Supreme Court and judgments and decisions of the
   Civil Chamber of the Supreme Court acting  as  a  court  of  first
   instance;
       3. Deputy Prosecutors General - against  judgments,  decisions
   and  rulings  of  any court other than rulings of the Presidium of
   the Supreme Court;
       4. Vice-Presidents  of  the  Supreme Court - against judgments
   and decisions of the Civil Chamber of the Supreme Court acting  as
   a court of first instance;
       5. The Prosecutor  General,  Deputy  Prosecutor  General,  the
   President  and  Vice-Presidents  of  the  Supreme  Court - against
   judgments,  decisions and rulings of any court other than  rulings
   of the Presidium of the Supreme Court;
       6. The  President  of  the  Supreme  Court  of  an  autonomous
   republic,  regional  court,  city  court,  court  of an autonomous
   region or court of an autonomous district,  the Public  Prosecutor
   of an autonomous republic,  region,  city, autonomous region or an
   autonomous district - against judgments and decisions of  district
   (city) people's courts and against decisions of civil chambers of,
   respectively,  the  Supreme  Court  of  an  autonomous   republic,
   regional court, city court, court of an autonomous region or court
   of an autonomous district that examined the case on appeal."
       In practice,  most  applications  for  supervisory  review are
   lodged by the relevant officials if they  are  satisfied  by,  for
   example  petitions  received  from dissatisfied litigants,  that a
   case has been decided without due regard to the applicable laws or
   that there have been substantial procedural irregularities.
       It should be noted that the power to lodge  such  applications
   is  discretionary,  that  is  to say it is solely for the official
   concerned to decide whether or  not  a  particular  case  warrants
   supervisory review.
       Under Article 322 officials listed in Article 320 who consider
   that  a  case  warrants  closer examination may,  provided certain
   conditions are complied with,  obtain the case-file  in  order  to
   establish whether good grounds for lodging an application exist.
       Article 323 of the Code empowers  the  relevant  officials  to
   stay  the execution of the judgment,  decision or ruling concerned
   until the supervisory-review proceedings are completed.
       Article 324  of  the Code provides that the official concerned
   shall draft the application and forward it - in sufficient  copies
   for each of the parties - and the case-file to the relevant court.
   The  application  shall  be  made  in   the   number   of   copies
   corresponding to the number of litigants.
       According to Article 325:
       "The parties ... shall be served copies of the application. If
   circumstances so require, the parties ... shall be informed of the
   time and place of the hearing.
       The copies of the application shall be served to  the  parties
   by the court [examining the application]. The court shall give the
   parties sufficient time before the hearing  to  submit  a  written
   reply to the application and any additional material."
       By Article 328 of the Code proceedings on an  application  for
   supervisory  review  will  normally  be  oral  and the parties are
   invited to make comments once the judge concerned has reported  to
   the court.
       Courts hearing  applications  for  supervisory  review  (суды,
   рассматривающие   дела   по  протестам  в  порядке  надзора)  have
   extensive jurisdiction in respect of final judgments:
   
                              Article 329
   
       "The court that examines an application for supervisory review
   may:
       1. uphold  the  judgment,  decision  or ruling and dismiss the
   application;
       2. quash all or part of the judgment,  decision or ruling as a
   whole or in part and order a fresh  examination  of  the  case  at
   first or cassation instance;
       3. quash all or part of the judgment,  decision or ruling as a
   whole  or in part and terminate the proceedings or leave the claim
   undecided;
       4. uphold any of the previous judgments,  decisions or rulings
   in the case;
       5. quash  or  vary  the  judgment  of  the  court  of first or
   cassation instance or if a court that has carried out  supervisory
   review  instance  and deliver a new judgment without remitting the
   case for re-examination if substantive laws have been  erroneously
   construed and applied."
       There is no time-limit under the legislation  for  lodging  an
   application   for   supervisory  review,  and  in  principle  such
   applications may be lodged at any time after a judgment has become
   final.
   
                               COMPLAINTS
   
       1. The  applicant  complains  under  Article  6  з  1  of  the
   Convention that her right to a fair trial was  breached  when  the
   Presidium of the Belgorod Regional Court quashed the judgment of 8
   June 1998,  which had become final and was in the process of being
   enforced.  She adds that she was not informed that the application
   for supervisory review had been lodged,  and not invited to attend
   the  hearing  before  the  Presidium.  She  did  not  learn of the
   Presidium's decision until five months after it had been given.
       2. The applicant further complains under Article 1 of Protocol
   No. 1 to the Convention about the effect the inflation produced on
   her  savings  and  about  the State's failure to compensate her in
   this respect.  The cancellation of the judgment in her favour also
   infringed the same Convention provision.
   
                                THE LAW
   
       1. The  applicant  complains  under  Article  6  з  1  of  the
   Convention that the judgment of 8 June 1998 was quashed  following
   the   supervisory  review,  and  that  the  procedure  before  the
   Presidium was "unfair".  Article 6 з 1, insofar as relevant, reads
   as follows:
       "In the determination of his civil rights and obligations ...,
   everyone  is  entitled  to  a  fair  ...  hearing  ...  by [a] ...
   tribunal..."
       The Government submit that since the supervisory review by the
   Supreme Court on 22  January  2001  resulted  in  the  applicant's
   action for the revaluation of her savings being re-examined on the
   merits,  the State has taken effective  measures  to  restore  and
   protect   the   applicant's   rights  under  the  Convention.  The
   Government argue that the applicant's case has  not  been  finally
   determined  at  the  national  level  and that the application can
   therefore not be examined by the Court.
       The applicant  requests that her application should proceed as
   she is sceptical  about  the  prospects  of  success  on  a  fresh
   examination of the case.
       The Court notes  that  the  complaint  under  Article  6  з  1
   concerns  the  quashing  of an earlier judgment in the applicant's
   favour.  The issue is whether such a procedure permitting  that  a
   final  judgment  is  quashed  could  be considered compatible with
   Article 6 and,  in particular,  whether  the  principle  of  legal
   certainty  was thereby infringed (see {Brumarescu} <*> v.  Romania
   [GC], no. 28342/95, з 62, 28 October 1999).
       --------------------------------
       <*> Здесь и  далее  по  тексту  слова  на  национальном  языке
   набраны латинским шрифтом и выделены фигурными скобками.
   
       It is  not clear,  however,  how the fact that the decision of
   the Presidium was subsequently quashed on  a  further  application
   for supervisory review could be said to improve legal certainty in
   the applicant's case  and  this  issue  is  not  affected  by  the
   proceedings which are pending at the national level.
       The Court considers, in the light of the parties' submissions,
   that this issue raises serious questions of fact and law under the
   Convention,  the determination of which requires an examination of
   the  merits.  The Court concludes therefore that this complaint is
   not manifestly ill-founded within the meaning of Article 35 з 3 of
   the Convention.  No other ground for declaring it inadmissible has
   been established.
       2. The  applicant  further  complains about the devaluation of
   her savings as a result of the inflation and that the  supervisory
   review  of  her  case  and the cancellation of the judgment in her
   favour infringed Article 1 of Protocol No.  1 to  the  Convention,
   which reads as follows:
       "Every natural or legal person is  entitled  to  the  peaceful
   enjoyment  of  his  possessions.  No  one shall be deprived of his
   possessions except in the  public  interest  and  subject  to  the
   conditions  provided  for  by law and by the general principles of
   international law.
       The preceding provisions shall not, however, in any way impair
   the right of a State to enforce such laws as it deems necessary to
   control  the  use  of  property  in  accordance  with  the general
   interest or to secure the payment of taxes or other  contributions
   or penalties."
       For the reasons indicated above, the Court does not agree with
   the Government's submission that this complaint is premature.
       The applicant's complaint under Article 1 of Protocol No. 1 to
   the  Convention  is  that  by  quashing  the final judgment in the
   applicant's favour of 8 June  1998  the  Belgorod  Regional  Court
   deprived  her  of  her possessions or at least interfered with her
   right  to  peaceful  enjoyment  thereof  (see  the   above   cited
   {Brumarescu} judgment, зз 70, 73 and 77).
       The Court considers,  in  the  light  of  the  above  and  the
   parties' submissions,  that the complaint raises serious issues of
   fact and law under the  Convention,  the  determination  of  which
   requires  an  examination  of  the  merits.  The  Court  concludes
   therefore that this complaint is not manifestly ill-founded within
   the  meaning of Article 35 з 3 of the Convention.  No other ground
   for declaring it inadmissible has been established.
   
                FOR THESE REASONS, THE COURT UNANIMOUSLY
   
       Declares the application admissible,  without prejudicing  the
   merits of the case.
   
                                                     Christos ROZAKIS
                                                            President
   
                                                        Erik FRIBERGH
                                                            Registrar
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz