ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 февраля 2002 г. N 7
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ПЕРЕХОДЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ К РАБОТЕ В НОВЫХ
УСЛОВИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Принятие Уголовно - процессуального кодекса Российской
Федерации, вступающего в действие в основной его части с 1 июля
2002 г., является важным этапом в развитии судебно - правовой
реформы в стране.
Практическая реализация предусмотренных в нем новелл,
касающихся прежде всего возложения на прокурора ведущей роли в
осуществлении уголовного преследования, обеспечения надзора за
процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного
следствия, соблюдения законности, конституционных прав и свобод
граждан, углубления состязательных начал уголовного
судопроизводства, требует принятия неотложных мер по организации
работы в соответствии с положениями нового уголовно -
процессуального закона.
Федеральный закон "О введении в действие Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации" установил, что
впредь, до приведения в соответствие с Уголовно - процессуальным
кодексом Российской Федерации, федеральные законы и иные
нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей
Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации.
В целях обеспечения точного исполнения органами прокуратуры
положений Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации
и Федерального закона "О введении в действие Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации", а также
организационного перехода органов прокуратуры к работе в новых
условиях уголовного судопроизводства, в соответствии с п. 1 ст. 17
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
начальникам управлений и отделов (на правах управлений)
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов
Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным
и иным прокурорам осуществить комплекс организационных мероприятий
по переходу органов прокуратуры к работе по новому Уголовно -
процессуальному кодексу Российской Федерации.
1.1. Организовать тщательное изучение и обсуждение положений
Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации
прокурорско - следственными работниками, привлекая для этого
сотрудников научных и образовательных учреждений, а также
региональных учебных центров системы прокуратуры Российской
Федерации.
1.2. Наладить оперативный обмен информацией между
прокуратурами и структурными подразделениями аппаратов, другими
правоохранительными органами по применению норм Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации. После введения
Кодекса в действие обеспечить систематическое изучение
правоприменительной практики и своевременное внесение в нее
необходимых корректив.
1.3. Проводить совместно с правоохранительными и судебными
органами совещания, учебные мероприятия, научно - практические
конференции, практиковать обмен опытом и методическими
разработками по применению Уголовно - процессуального кодекса
Российской Федерации.
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации,
прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов,
приравненным к ним военным и иным прокурорам:
2.1. В срок до 1 мая 2002 г. тщательно разобраться в
организации следствия по уголовным делам с тем, чтобы по
возможности завершить производство расследования в режиме
действующего уголовно - процессуального законодательства либо
подготовиться к продолжению производства по этим делам в
соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской
Федерации после 1 июля 2002 г. с учетом новых процедур, бланков
процессуальных документов, иных сроков исчисления отдельных
процессуальных действий и новых требований к оценке доказательств
с точки зрения их допустимости.
2.2. В целях неуклонного выполнения требований статьи 146
Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации о
возбуждении уголовного дела только с согласия прокурора
осуществить организационные меры для незамедлительного принятия
прокурорами (их заместителями) с 1 июля 2002 г. решений о даче
согласия на возбуждение уголовного дела либо вынесении
постановления об отказе в даче согласия на возбуждение дела или о
возвращении материалов для дополнительной проверки по каждому
поступившему к ним постановлению о возбуждении уголовного дела.
Установить в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни)
дежурство прокуроров и их заместителей.
2.3. Обеспечить своевременное рассмотрение постановлений
следователей, дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств о
производстве процессуальных действий, решение по которым с 1 июля
2002 г. правомочен принимать только суд:
1) о производстве личного обыска, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 93 Уголовно - процессуального кодекса
Российской Федерации;
2) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства
физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах
или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
3) о временном отстранении обвиняемого от должности в
соответствии со статьей 114 Уголовно - процессуального кодекса
Российской Федерации;
4) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
2.4. При решении вопроса об избрании подозреваемому и
обвиняемому в качестве меры пресечения заключения под стражу
строго руководствоваться нормами Уголовно - процессуального
кодекса Российской Федерации.
По уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц,
находящихся под стражей, принять своевременные меры, исключающие
после вступления в действие Уголовно - процессуального кодекса
Российской Федерации дальнейшее их содержание под стражей в стадии
следствия и дознания по делам о преступлениях небольшой тяжести, а
также средней тяжести в случаях, если не усматривается
исключительных обстоятельств.
2.5. Учитывая, что отдельные положения Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 92,
часть 3 статьи 94, часть 1 статьи 96, части 3, 4 и 6 статьи 108,
часть 2 статьи 114 и др.) предусматривают сроки выполнения
процессуальных действий в часах, ввести в прокуратурах учет
(регистрацию) поступления от следователя (дознавателя или органа
дознания) процессуальных документов и их отправления с фиксацией
точного времени.
2.6. Для безусловного обеспечения с 1 января 2003 г.
поддержания государственного обвинения в судах по уголовным делам
публичного и частно - публичного обвинения в первоочередном
порядке рассмотреть вопросы, связанные с расширением и укреплением
состава государственных обвинителей, лично поддерживая
государственное обвинение и привлекая к этой работе всех
прокурорских работников.
2.7. При необходимости поручать поддержание государственного
обвинения по делам с обвинительным актом наиболее подготовленным
должностным лицам органов дознания, проводя их систематическое
обучение выполнению указанных полномочий.
2.8. Решая вопрос об опротестовании в порядке надзора
приговора, иметь в виду требования статьи 405 Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации, вступающей в
действие с 1 июля 2002 г., о недопущении поворота к худшему
положения осужденного. При истребовании таких дел для проверки
исходить из реального времени, в течение которого приговор может
быть пересмотрен надзорной инстанцией до введения в действие
Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации.
3. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении
уголовных дел судами совместно с управлением методического
обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации с момента
введения в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской
Федерации ежеквартально анализировать практику применения
Верховным Судом Российской Федерации Уголовно - процессуального
кодекса Российской Федерации и доводить результаты до сведения
заинтересованных подразделений Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, направлять их в прокуратуры на места.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
военным и иным прокурорам оперативно информировать Генеральную
прокуратуру Российской Федерации о затруднениях в применении
отдельных норм Уголовно - процессуального кодекса Российской
Федерации, требующих разъяснения.
4. Управлению методического обеспечения Генеральной
прокуратуры Российской Федерации:
4.1. Совместно с НИИ проблем укрепления законности и
правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации в
течение второго полугодия 2002 г. организовать проведение
исследований правоприменительной практики, по материалам
подготовить научно обоснованные методические пособия и
рекомендации по актуальным вопросам применения Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации. Создать электронную
базу для накопления, систематизации и обработки информации о
применении норм Уголовно - процессуального кодекса Российской
Федерации.
4.2. Совместно с Главным следственным управлением Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и по согласованию с федеральными
органами исполнительной власти, наделенными полномочиями на
производство предварительного расследования, до 1 апреля 2002 г.
подготовить бланки тех процессуальных документов, которые
упоминаются в тексте Уголовно - процессуального кодекса Российской
Федерации, но не вошли в приложения к нему.
4.3. По итогам 2002 г. проанализировать и обобщить работу по
применению прокурорами субъектов Российской Федерации и
приравненными к ним военными и иными прокурорами Уголовно -
процессуального кодекса Российской Федерации, результаты обсудить
на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской
Федерации.
5. Управлению кадров Генеральной прокуратуры Российской
Федерации во взаимодействии с Главной военной прокуратурой:
5.1. Организовать постоянно действующий семинар по вопросам
применения Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации
в аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации с
привлечением практических и научных работников, занимающихся этой
проблематикой.
5.2. Оказывать методическую и консультативную помощь в
организации и проведении учебы прокурорско - следственных кадров в
прокуратурах субъектов Российской Федерации, военных и иных
специализированных прокуратурах. Принимать непосредственное
участие в разработке учебных планов и программ в институтах
повышения квалификации Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, региональных учебных центрах.
6. Управлению организации работы, статистики и
делопроизводства, управлению методического обеспечения Генеральной
прокуратуры Российской Федерации совместно с другими
правоохранительными органами до 1 мая 2002 г. подготовить проекты
документов для приведения статистической отчетности в соответствие
с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации.
7. Управлению криминалистики Генеральной прокуратуры
Российской Федерации в срок до 1 апреля 2002 г. совместно с
другими правоохранительными органами подготовить предложения в
Правительство Российской Федерации для разработки предусмотренного
статьей 82 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации
положения о порядке хранения и реализации предметов, являющихся
вещественными доказательствами, хранение которых до окончания
производства по уголовному делу или при уголовном деле
затруднительно.
8. Управлению делами Генеральной прокуратуры Российской
Федерации совместно с прокурорами субъектов Российской Федерации,
Главной военной прокуратуре до 1 мая 2002 г. обеспечить органы
прокуратуры бланками процессуальных документов, содержащихся в
приложениях к Уголовно - процессуальному кодексу Российской
Федерации, а также бланками процессуальных документов,
подготовленными во исполнение пункта 4.2 настоящего Приказа.
9. Институтам и региональным учебным центрам системы
прокуратуры Российской Федерации разработать и внедрить комплекс
учебно - методических мероприятий по повышению квалификации
прокурорско - следственных кадров, ориентированных на усвоение и
применение нового уголовно - процессуального законодательства, в
том числе спецкурсы для следователей, а также прокуроров,
поддерживающих государственное обвинение в суде или осуществляющих
надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного
следствия.
10. Для формирования единой правоприменительной практики
прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
военным и иным прокурорам результаты работы по применению Уголовно
- процессуального кодекса Российской Федерации обсудить на
координационных совещаниях с участием других правоохранительных
органов и судов. Материалы обобщения представить не позднее 20
февраля 2003 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
11. О ходе и результатах выполнения настоящего Приказа
прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и иным
прокурорам, руководителям структурных подразделений Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, а также научных и
образовательных учреждений системы прокуратуры Российской
Федерации доложить к 1 июня 2002 г.
12. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по
направлениям деятельности.
Приказ направить начальникам управлений и отделов (на правах
управлений) центрального аппарата, руководителям научных и
образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской
Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов,
районов, приравненным к ним военным и иным прокурорам, которым его
содержание довести до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
В.В.УСТИНОВ
|