ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2002 г. N 119
О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КАНАДЫ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Государственным таможенным комитетом
Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел
Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации
и предварительно проработанный с Канадской Стороной проект
Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Канады о сотрудничестве и взаимной помощи в
таможенных делах (прилагается).
Поручить Государственному таможенному комитету Российской
Федерации по достижении договоренности с Канадской Стороной
подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное
Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и
дополнения, не имеющие принципиального значения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КАНАДЫ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ
Правительство Российской Федерации и Правительство Канады,
именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,
исходя из того, что нарушения таможенного законодательства
наносят ущерб экономическим, налоговым, социальным, культурным
интересам и интересам безопасности их государств, а также законным
интересам торговли,
принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических
средств, психотропных веществ, находящихся под угрозой
исчезновения видов фауны, опасных товаров и других товаров,
подвергающихся различным мерам запрета, ограничения или контроля,
представляет опасность для общества,
учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных
пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при ввозе и вывозе
товаров, а также надлежащего выполнения условий запрета,
ограничения и контроля ввоза и вывоза товаров,
считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного
законодательства и обеспечению правильного взимания импортных и
экспортных пошлин и налогов могут стать более эффективными
благодаря сотрудничеству между их таможенными службами,
принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного
сотрудничества - Всемирной таможенной организации о взаимном
административном содействии от 5 декабря 1953 года и положения
Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
от 20 декабря 1988 года,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определение терминов
Для целей настоящего Соглашения используемые термины означают
следующее:
"таможенные службы":
в Российской Федерации - Государственный таможенный комитет
Российской Федерации,
в Канаде - Агентство Канады по таможне и доходам;
"таможенное законодательство" - совокупность нормативных
правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными
службами государств Договаривающихся Сторон, регулирующих ввоз,
вывоз и транзит товаров, а также помещение их под таможенный
контроль и касающихся либо взимания таможенных пошлин, налогов и
других сборов, либо мер по запрету, ограничению или контролю ввоза
и вывоза товаров;
"таможенное нарушение" - любое нарушение таможенного
законодательства, а также любая попытка нарушения этого
законодательства;
"лицо" - любое физическое или юридическое лицо;
"информация" - любые данные, документы, доклады, их заверенные
копии или другие сообщения в любой форме, включая электронную;
"сведения" - информация, подвергнутая толкованию или анализу с
целью конкретизации деталей таможенного нарушения;
"запрашивающая таможенная служба" - таможенная служба, которая
направляет запрос о содействии по таможенным вопросам или получает
такое содействие;
"запрашиваемая таможенная служба" - таможенная служба, которой
адресован запрос о содействии по таможенным вопросам или которая
обеспечивает такое содействие.
Статья 2
Сфера действия Соглашения
1. Договаривающиеся Стороны через свои таможенные службы в
соответствии с условиями настоящего Соглашения:
а) оказывают друг другу содействие в предотвращении и
расследовании таможенных нарушений;
б) по запросу оказывают друг другу содействие в предоставлении
информации для использования в целях применения и соблюдения
таможенного законодательства.
2. Договаривающиеся Стороны через свои таможенные службы могут
также:
а) принимать меры по облегчению и ускорению перемещения
товаров и пассажиров;
б) принимать меры по оказанию взаимной помощи в области
исследования, разработки и испытания новых таможенных процедур,
обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам,
которые могут потребовать их совместных действий;
в) стремиться к гармонизации и унификации таможенных систем, к
усовершенствованию таможенной техники, а также к решению вопросов,
связанных с применением и соблюдением таможенного
законодательства.
3. Содействие, которое предусматривается в пункте 1 настоящей
статьи, может быть оказано с целью использования во всех судебных,
административных разбирательствах или расследованиях при условии
соблюдения положений статьи 14 настоящего Соглашения.
4. Настоящее Соглашение предусматривает оказание
Договаривающимися Сторонами взаимной административной помощи.
Положения настоящего Соглашения не предоставляют какому-либо лицу
право получать, препятствовать использованию или отводить любые
доказательства либо препятствовать выполнению запроса.
5. Положения настоящего Соглашения не будут истолкованы таким
образом, что их применение ограничит практику оказания взаимной
помощи по таможенным вопросам, существующую в настоящее время
между Договаривающимися Сторонами.
Статья 3
Формы сотрудничества и взаимной административной помощи
Таможенные службы по запросу или по собственной инициативе в
соответствии с положениями настоящего Соглашения:
передают друг другу всю необходимую информацию и сведения,
которые могут помочь в обеспечении надлежащего применения
таможенного законодательства, а также предупреждения,
расследования и пресечения таможенных нарушений;
обмениваются опытом, касающимся их деятельности, и информацией
о новых тенденциях, средствах и методах совершения таможенных
нарушений, а также эффективных способах борьбы с ними;
обмениваются любой информацией, которая позволяет им
обеспечивать правильное взимание таможенных пошлин и налогов, в
частности, информацией, которая облегчает определение таможенной
стоимости товаров, а также оказывают содействие друг другу в
обмене статистическими данными о торговле между двумя странами
согласно кодировке Всемирной таможенной организации;
передают друг другу информацию, которая может помочь в
обеспечении надлежащего соблюдения запретов, ограничений или
контроля по ввозу, вывозу и транзиту товаров, а также освобождения
от уплаты таможенных пошлин, налогов и других сборов.
Статья 4
Техническая помощь
Таможенные службы могут оказывать друг другу техническую
помощь в таможенных делах, включающую:
обмен визитами сотрудников таможен с целью достижения более
глубокого понимания таможенных технологий, применяемых обеими
таможенными службами;
обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков
сотрудников таможен;
обмен информацией и опытом в использовании технических средств
контроля;
обмен визитами экспертов по таможенным вопросам;
обмен профессиональными, научными и техническими сведениями в
сфере таможенного законодательства и таможенных процедур.
Статья 5
Наблюдение за перемещением лиц, товаров
и транспортных средств
Таможенная служба государства одной Договаривающейся Стороны
по собственной инициативе или по запросу таможенной службы
государства другой Договаривающейся Стороны передает информацию,
сведения и проводит наблюдение за:
перемещениями на территорию ее государства и с нее лиц,
известных или подозреваемых в совершении таможенных нарушений
государства другой Договаривающейся Стороны;
ввозом и вывозом товаров, определяемыми таможенной службой
государства другой Договаривающейся Стороны в качестве приводящих
к значительному незаконному ввозу на территорию ее государства или
вывозу с нее или вызывающих подозрение в этом;
любыми транспортными средствами, о которых известно, что они
используются с целью нарушения таможенного законодательства
государства другой Договаривающейся Стороны, или в отношении
которых имеется подозрение в этом;
местами, используемыми для складирования товаров, которые
могут стать предметом существенного незаконного ввоза на
территорию государства другой Договаривающейся Стороны.
Статья 6
Контролируемая поставка
1. Таможенные службы сотрудничают в полном объеме, допускаемом
законодательством своих государств, в отношении осуществления
контролируемых поставок незаконных товаров и предметов, что
является важным методом, направленным на выявление лиц,
вовлеченных в незаконный оборот этих товаров и предметов.
2. В случае, если таможенные службы не обладают
соответствующей компетенцией, они незамедлительно передают
надлежащему компетентному органу запрос об оказании содействия в
соответствии со статьей 12 настоящего Соглашения.
3. Решение о сотрудничестве при осуществлении контролируемой
поставки принимается в каждом отдельном случае.
Статья 7
Борьба с незаконным оборотом товаров, имеющих особо
важное значение
Таможенные службы незамедлительно передают друг другу по
собственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию и
сведения об установленных или готовящихся действиях, которые
нарушают или могут нарушить таможенное законодательство
государства одной из Договаривающихся Сторон, включая информацию
или сведения:
о перемещении оружия, боеприпасов и взрывных устройств;
о перемещении предметов старины и искусства, представляющих
значительную историческую, художественную или археологическую
ценность для государства одной из Договаривающихся Сторон;
о перевозке ядовитых веществ, а также веществ, представляющих
опасность для окружающей среды и здоровья людей;
о перемещении товаров, облагаемых высокими таможенными
пошлинами или налогами;
о перемещении стратегических и иных товаров, которые
подвергаются нетарифным ограничениям.
Статья 8
Информация о перемещении товаров
Таможенная служба государства одной Договаривающейся Стороны
предоставляет по собственной инициативе или по запросу таможенной
службе государства другой Договаривающейся Стороны следующую
информацию:
были ли товары, ввезенные на территорию государства
запрашивающей Договаривающейся Стороны, законно вывезены с
территории государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны;
были ли товары, вывезенные с территории государства
запрашивающей Договаривающейся Стороны, законно ввезены на
территорию государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны, а
также под какой таможенный режим, если это имело место, они были
помещены.
Статья 9
Информация и сведения
1. Подлинники дел и документов могут быть запрошены лишь в
случаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно, и
должны быть возвращены при первой возможности. При этом не
затрагиваются права запрашиваемой таможенной службы или третьей
стороны, имеющей отношение к предоставлению документов.
2. Любые информация или сведения, обмен которыми
осуществляется в соответствии с настоящим Соглашением, должны быть
сопровождены всеми сопутствующими материалами, необходимыми для
толкования или использования этих информации или сведений.
Статья 10
Эксперты и свидетели
1. Одна из таможенных служб по запросу другой таможенной
службы может уполномочить своих должностных лиц принять участие в
качестве экспертов или свидетелей в судебных или административных
разбирательствах на территории государства другой Договаривающейся
Стороны и предъявить документы, дела или другие материалы либо их
заверенные копии, которые могут считаться необходимыми в таких
разбирательствах. В запросе об участии свидетелей и экспертов
должно быть ясно указано, по какому делу и в каком качестве будет
выступать должностное лицо.
2. В случае, если эксперты и свидетели участвуют в судебных
или административных разбирательствах, предусмотренных пунктом 1
настоящей статьи, им предоставляется полная защита в соответствии
с законодательством государства запрашивающей Договаривающейся
Стороны.
Статья 11
Направление запросов
1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения,
должны представляться в письменной форме и сопровождаться
документами, необходимыми для их выполнения. В условиях
чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако он
должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме.
Письменные запросы могут быть переданы по электронной почте с
возможностью их воспроизведения на бумажном носителе.
2. В запрос следует включать следующую информацию:
а) наименование должностного лица, делающего запрос;
б) вид разбирательства, в отношении которого сделан запрос;
в) цель и причина запроса;
г) возможно более точные и исчерпывающие сведения о лице,
являющемся объектом расследования;
д) краткое описание предмета запроса, а также перечень
нормативных правовых актов, имеющих отношение к делу.
3. Запрос одной из таможенных служб о соблюдении определенной
процедуры выполняется в соответствии с законодательством
государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
4. Информация и сведения, представленные в рамках настоящего
Соглашения, передаются только должностным лицам, назначенным для
этих целей каждой таможенной службой. Списки таких должностных лиц
будут представлены таможенной службе другой Договаривающейся
Стороны в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего
Соглашения.
Статья 12
Выполнение запросов
В случае, если запрашиваемая таможенная служба не располагает
запрошенной информацией или не является надлежащим компетентным
органом для выполнения запроса, она в соответствии с
законодательством своего государства принимает меры для получения
этой информации или незамедлительно передает запрос надлежащему
компетентному органу.
Статья 13
Присутствие должностных лиц
1. По письменному запросу (с согласия запрашиваемой таможенной
службы и при соблюдении установленных ею условий) в целях
расследования таможенного нарушения должностные лица, определенные
запрашивающей таможенной службой, могут находиться на территории
государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны при
расследованиях, проводимых запрашиваемой таможенной службой.
2. Когда в случаях, предусмотренных в пункте 1 настоящей
статьи, должностные лица запрашивающей таможенной службы находятся
на территории государства другой Договаривающейся Стороны, они
должны быть способны представить в любое время доказательство
своих официальных полномочий. Они не должны быть одеты в форменную
одежду и иметь при себе оружие.
3. Должностные лица одной Договаривающейся Стороны могут с
согласия другой Договаривающейся Стороны и при соблюдении
определенных ею условий получать от должностных лиц запрашиваемой
таможенной службы информацию, относящуюся к таможенному нарушению.
Статья 14
Использование информации и сведений
1. Информация и сведения, полученные в соответствии с
настоящим Соглашением, используются только для целей, указанных в
настоящем Соглашении. Они могут быть переданы или использованы для
любых других целей только с разрешения таможенной службы,
передавшей эти документы.
2. Запрашивающая таможенная служба может с предварительного
согласия запрашиваемой таможенной службы в соответствии с целями и
в рамках настоящего Соглашения использовать информацию и сведения,
полученные на основании настоящего Соглашения, в качестве
доказательства в своих протоколах, актах, записях свидетельских
показаний, а также в ходе судебных и административных
разбирательств. Возможность использования такой информации и
сведений в качестве доказательства в судебных органах и их
доказательная сила определяются в соответствии с законодательством
государства запрашивающей Договаривающейся Стороны.
3. Информации и сведениям, переданным в соответствии с
настоящим Соглашением таможенной службе государства одной
Договаривающейся Стороны, обеспечивается получившей их таможенной
службой такой же режим конфиденциальности, который существует в ее
государстве для собственной информации аналогичного характера и
содержания.
Статья 15
Исключения из обязательств по оказанию содействия
1. В тех случаях, когда таможенная служба государства одной
Договаривающейся Стороны считает, что выполнение ею запроса может
нанести ущерб суверенитету, безопасности или любым другим
существенным интересам государства этой Договаривающейся Стороны,
а также противоречить основным принципам его национального
законодательства или повлечь разглашение производственной,
коммерческой или профессиональной тайны, она может полностью или
частично отказать в содействии, предусмотренном настоящим
Соглашением, либо оказать его при соблюдении определенных условий
или требований.
2. Если в содействии отказано, то решение об отказе с
указанием причины должно быть в письменной форме незамедлительно
доведено до сведения запрашивающей таможенной службы.
3. Если таможенная служба государства одной из
Договаривающихся Сторон обращается за содействием, которое не
могла бы оказать сама, в своем запросе она отмечает этот факт.
Выполнение такого запроса передается на усмотрение запрашиваемой
таможенной службы.
4. Оказание содействия может быть отложено запрашиваемой
таможенной службой на основании того, что это будет затрагивать
ведущееся расследование, преследование или разбирательство. В этом
случае запрашиваемая таможенная служба консультируется с
запрашивающей таможенной службой с целью определения того, может
ли быть оказано содействие при соблюдении таких требований или
условий, какие могут быть выдвинуты запрашиваемой таможенной
службой.
Статья 16
Расходы
1. Таможенные службы отклоняют любые требования о возмещении
расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения.
2. Если выполнение запроса потребует значительных расходов или
же они носят чрезвычайный характер, таможенные службы проводят
консультации с целью определения условий, на которых данный запрос
может быть выполнен, а также формы оплаты.
3. Возмещение расходов, связанных с выполнением положений
статьи 4 настоящего Соглашения, может быть предметом отдельной
договоренности между таможенными службами.
Статья 17
Реализация Соглашения
1. Содействие, предусмотренное настоящим Соглашением,
осуществляется непосредственно таможенными службами. Эти службы
согласовывают друг с другом конкретные мероприятия, необходимые
для его реализации.
2. Таможенные службы предпринимают меры для установления
прямых каналов связи между своими подразделениями по
расследованиям или по борьбе с нарушениями таможенных правил.
3. Таможенные службы стремятся к разрешению по взаимному
согласию проблем или вопросов, которые могут возникнуть в
отношении толкования или применения настоящего Соглашения.
Статья 18
Территориальное действие Соглашения
Настоящее Соглашение имеет действие:
для Российской Федерации - на ее таможенной территории,
определяемой в соответствии с национальным законодательством;
для Канады - на территории, на которой применяется канадское
законодательство.
Статья 19
Вступление в силу и прекращение действия Соглашения
1. Настоящее Соглашение вступает в силу на тридцатый день с
даты получения последнего письменного уведомления Договаривающейся
Стороны о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых
для его вступления в силу.
2. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.
Каждая из Договаривающихся Сторон может в любой момент прекратить
его действие, направив письменное уведомление об этом другой
Договаривающейся Стороне по дипломатическим каналам. Действие
настоящего Соглашения в этом случае прекращается по истечении 30
дней с даты такого уведомления.
В удостоверение чего представители обоих Правительств, должным
образом на то уполномоченные, подписали настоящее Соглашение.
Совершено в ____________ "__" __________ 2002 года в двух
экземплярах, каждый на русском, английском и французском языках,
причем все тексты имеют одинаковую силу.
За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Канады
|