ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2002 года
Дело N 52-Г01-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Корчашкиной Т.Е.,
Горохова Б.А.
рассмотрела в судебном заседании от 15 февраля 2002 г. дело по
заявлению прокурора Республики Алтай о признании противоречащими
федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими
применению п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 6, п. п. 2, 3, 4 ст. 7 Закона
Республики Алтай "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Алтай "О совершенствовании правовой и экономической
основ функционирования эколого-экономического региона "Алтай" N 22-
33 от 29 мая 2001 г. по кассационным жалобам Правительства
Республики Алтай, Государственного Собрания Республики Алтай на
решение Верховного Суда Республики Алтай от 14 ноября 2001 г.,
которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Государственного
Собрания, Правительства, государственного учреждения "Дирекция
эколого-экономического региона "Алтай" Республики Алтай Деминой
М.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без
изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в пределах административных границ Республики Алтай создан и
действует эколого-экономический регион "Алтай" (далее - ЭЭР
"Алтай"), являющийся правопреемником эколого-экономической зоны
"Горный Алтай", созданной в 1991 году в соответствии с
постановлением Совета Министров РСФСР "О первоочередных мерах по
развитию эколого-экономической зоны "Горный Алтай".
Государственным Собранием Республики Алтай 29.05.2001 принят
Закон Республики Алтай N 22-33 "О внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Алтай "О совершенствовании правовой и
экономической основ функционирования ЭЭР "Алтай".
Прокурор Республики Алтай обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 6, п. 2, 3, 4 ст. 7 названного
Закона Республики Алтай, ссылаясь на то, что в соответствии с
положениями, изложенными в оспариваемых нормах Закона, предприятия
считаются зарегистрированными в ЭЭР "Алтай" после заключения
договора с государственным учреждением "Дирекция ЭЭР "Алтай"
(далее дирекция), при этом льготный налоговый режим
распространяется на юридических лиц, заключивших соответствующий
договор и соблюдающих его условия.
По мнению прокурора, тем самым налоговые льготы предоставляются
и изымаются у предприятий в индивидуальном порядке, что
противоречит федеральному налоговому законодательству.
Кроме того, договор с дирекцией может быть заключен лишь при
уплате безвозмездного взноса и при обязательстве выплачивать
ежеквартально "безвозмездные перечисления", которые, по мнению
прокурора, являются вновь введенным сбором, не предусмотренным
Налоговым кодексом РФ, при заключении указанных договоров
нарушается принцип добровольности и равноправия сторон.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 14 ноября 2001 г.
заявление прокурора Республики Алтай удовлетворено: признаны
недействующими и не подлежащими применению п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 6,
п. п. 2, 3, 4 ст. 7 Закона Республики Алтай "О внесении изменений
и дополнений в Закон Республики Алтай от 27 мая 1998 г. N 4-14 (с
последующими изменениями и дополнениями) "О совершенствовании
правовой и экономической основ функционирования эколого-
экономического региона "Алтай".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Обжалуемыми п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 6, п. п. 2, 3, 4 ст. 7 Закона
Республики Алтай "О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Алтай "О совершенствовании правовой и экономической
основ функционирования ЭЭР "Алтай" предусмотрено, что налоговые
льготы для предприятий предоставляются только после заключения ими
договора с государственным учреждением "Дирекция ЭЭР "Алтай", при
соблюдении условий, предусмотренных договором об участии
юридического лица в ЭЭР "Алтай". Налоговый режим предоставляется
при условии соблюдения в течение установленного налогового периода
условий, предусмотренных договором об участии юридического лица в
ЭЭР "Алтай". При нарушении условий указанного договора со стороны
юридического лица налоговый режим не предоставляется с первого
числа следующего отчетного периода.
Законом Республики Алтай от 15.12.2000 N 19-31 "О
налогообложении предприятий - участников эколого-экономического
региона "Алтай" (п. 3) также определено, что налоговые льготы
действуют для предприятий в течение сроков, на которые предприятия
приобретают статус участника ЭЭР "Алтай" в соответствии с
законодательством Республики Алтай.
Постановлением Главы Республики Алтай, Председателя
Правительства Республики Алтай от 23.01.2001 N 12 "Об установлении
размеров вступительных и ежеквартальных отчислений для предприятий
- участников ЭЭР "Алтай", действовавшим на момент рассмотрения
данного дела, установлены различные размеры вступительных взносов
за право вхождения в эколого-экономический регион "Алтай" и
ежеквартальных - для участников ЭЭР "Алтай". Так для российских
юридических лиц и их филиалов (представительств) вступительный
взнос за право вхождения в эколого-экономический регион "Алтай"
составляет 160 минимальных размеров оплат труда (МРОТ); для
предприятий и организаций с участием иностранного капитала - 192
МРОТ; для банков, страховых инвестиционных компаний и их филиалов
без участия иностранного капитала - 368 МРОТ; для банков,
страховых инвестиционных компаний и их филиалов с участием
иностранного капитала - 704 МРОТ. Ежеквартальный членский взнос
для участников ЭЭР "Алтай" установлен в размере 80 МРОТ.
Суд первой инстанции, проанализировав как обжалуемые нормы, так
и вышеназванный Закон края в целом, а также нормативные акты,
принятые во исполнение данного Закона, федеральное
законодательство, правомерно пришел к выводу о противоречии
оспариваемых норм федеральному законодательству.
Из материалов дела видно, что постановлением Совета Министров
РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 595 утверждено Положение об эколого-
экономической зоне "Горный Алтай", в соответствии с п. 9 которого
на территории ЭЭЗ действуют льготный налоговый и таможенный
режимы. Каких-либо указаний на право законодательного или
исполнительного органа Республики Алтай устанавливать различные
условия предоставления названных льготных режимов в зависимости от
категорий предприятий и организаций данное Положение не содержит.
Из смысла обжалуемых норм следует, что основанием для
приобретения статуса участника ЭЭР "Алтай" (т.е. основанием для
получения налоговых льгот в соответствии с Законом Республики
Алтай "О налогообложении предприятий - участников эколого-
экономического региона "Алтай") является обязательное заключение
предприятиями индивидуальных гражданско-правовых договоров с
Дирекцией ЭЭР "Алтай", при этом условия заключения таких договоров
для разных категорий предприятий различные, а их несоблюдение
влечет отказ в заключении указанных договоров или прекращение их
действия, что в свою очередь влечет непредоставление налоговых
льгот или их отмену.
Таким образом, налоговые льготы предоставляются предприятиям и
изымаются у них в индивидуальном порядке, что противоречит ст. 56
Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормы
законодательства о налогах и сборах, определяющие основания,
порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут
носить индивидуального характера.
Ссылка представителя Правительства Республики Алтай на то, что
постановление Правительства Республики N 12 от 23.01.2001,
установившее размеры вступительных и ежеквартальных взносов для
различных категорий предприятий, было принято во исполнение ранее
действовавшей редакции Закона Республики "О совершенствовании
правовой и экономической основ функционирования эколого-
экономического региона "Алтай" и постановлением Правительства
Республики от 28.11.2001 оно отменено, не является основанием для
отмены решения суда, так как оно отменено после рассмотрения
данного дела, в то же время данных о том, что принцип
предоставления налоговых льгот изменился, что их предоставление
перестало носить индивидуальный характер, Правительством
Республики не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не
имеется.
Однако в соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых
актов противоречащими закону" в случае удовлетворения заявления о
признании противоречащим федеральному закону закона субъекта
Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть
указано о том, что этот закон признается противоречащим
федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению со
дня вступления решения в законную силу. Суд первой инстанции,
признав обжалуемые нормы закона субъекта Российской Федерации
недействующими и не подлежащими применению, не указал, с какого
времени они признаются таковыми.
В связи с этим резолютивную часть решения суда необходимо
дополнить указанием о том, что признанные судом недействующими и
не подлежащими применению нормы признаются с момента вступления
решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 14 ноября 2001 г.
оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения суда
указанием о том, что признанные судом недействующими и не
подлежащими применению нормы названного Закона Республики Алтай
признаются таковыми с момента вступления решения в законную силу.
Кассационные жалобы Правительства, Государственного Совета
Республики Алтай, Дирекции эколого-экономического региона "Алтай"
- оставить без удовлетворения.
|