ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2002 г. N 2473-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА N 38948-3
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Одобрить в первом чтении проект Федерального
конституционного закона N 38948-3 "О внесении дополнений в
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы
В.И. Зоркальцевым, Е.Ф. Лаховой, Г.Н. Махачевым, Е.Б. Мизулиной,
А.В. Чекисом, А.В. Чуевым, Т.В. Ярыгиной.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по государственному
строительству до 15 марта 2002 года.
3. Комитету Государственной Думы по государственному
строительству доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 38948-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.И. ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ, Е.Ф. ЛАХОВОЙ,
Г.Н. МАХАЧЕВЫМ, Е.Б. МИЗУЛИНОЙ,
А.В. ЧЕКИСОМ, А.В. ЧУЕВЫМ,
Т.В. ЯРЫГИНОЙ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон "О
судебной системе Российской Федерации" (Собрание Законодательства
Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1) следующие дополнения:
1. Включить статью 26.1, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 26.1. Ювенальные суды
1. Для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних
в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные
суды в системе судов общей юрисдикции.
2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают
дела, хотя бы одним из участников в которых является
несовершеннолетний, в качестве суда первой и второй инстанции, в
порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных
судов устанавливаются федеральным конституционным законом.".
2. Пункт 1 статьи 26 Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации" после слов "по
рассмотрению" дополнить словом "уголовных,".
Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает
в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Необходимость реформирования российской судебной системы в
отношении несовершеннолетних объясняется наметившейся в последние
годы тенденцией к росту и "омоложению" подростковой преступности.
Противоправная деятельность несовершеннолетних в России в
последнее десятилетие росла почти в 6 раз быстрее, чем изменялось
общее число этой возрастной группы. Настораживает, что 80%
правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо
тяжкие преступления.
Наряду с увеличением количества дел, рассматриваемых судами,
нехватки судей, рассматривающих уголовные дела в отношении
несовершеннолетних, а это примерно 12% от общего количества, дела
в отношении несовершеннолетних не рассматриваются в течение
нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают
справедливого решения суда в следственных изоляторах.
Есть ли способ решения этой чрезвычайно острой проблемы?
Субъекты законодательной инициативы видят возможность изменить
такое положение только путем создания в системе судов общей
юрисдикции специализированных судов по делам несовершеннолетних,
ювенальных судов, которые в целях обеспечения более ранней
профилактики преступности рассматривают дела о детях, находящихся
в ситуации опасности, еще не совершивших правонарушение или
преступление.
Слушая дела детей - правонарушителей, ювенальный суд
рассматривает ребенка не как объект для репрессий, а как субъект
реабилитации.
Система ювенальной юстиции решает проблему конкретного ребенка
в конкретной жизненной ситуации, что в конечном итоге позволяет
решать проблемы детей вообще.
Судебное решение специализированного ювенального суда
становится основанием для законной общественной деятельности в
отношении судьбы ребенка, рассмотренной в конкретном судебном
заседании.
Ювенальный судья, имеющий специальные знания в области детской
психологии и реабилитологии, обеспечивает принятие оптимального
судебного решения, направленного на социализацию ребенка -
правонарушителя и защиту прав ребенка, находящегося в социально
опасном положении.
Введение ювенальной юстиции обеспечивает практическую
реализацию существующих статей 28, 25 УПК РФ и 75, 76 УК РФ, дает
судебную перспективу, развивает досудебные и внесудебные процедуры
реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств,
внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система
считалась одной из наиболее передовых.
Необходимость реформирования российской судебной системы в
отношении несовершеннолетних - требование времени. Так, в
соответствии с Конвенцией о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и
замечаниями Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 в
отношении государств - участниц ООН четко сказано:
"6. Комитет рекомендует Государству - участнику предпринять
все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс
реформирования законодательства, особенно в деле отправления
правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного
правосудия...".
Важно подчеркнуть, что создание ювенальных судов, а также
подготовка предложений и финансово - экономического обоснования
создания специализированных составов (судов) в системе судов общей
юрисдикции уже во втором квартале 2002 года предусмотрено в пункте
6 принятой Правительством РФ Федеральной целевой программы
"Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы и
утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001
г. N 805.
Предполагается, что реформирование российской судебной системы
в отношении несовершеннолетних будет осуществляться в три этапа:
первоначальный этап - разработка и принятие Федерального
конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный
конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе
Российской Федерации";
второй этап - разработка и принятие Федерального
конституционного закона "О ювенальных судах в Российской
Федерации";
третий, завершающий этап - разработка и принятие Федерального
закона общей направленности "Об основах системы ювенальной
юстиции".
Представленный законопроект направлен на выполнение
первоначального этапа реформирования судебной системы в отношении
несовершеннолетних, поскольку в соответствии с требованиями
Федерального конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации" создание судов, не предусмотренных данным
Законом, не допускается. Специализированные федеральные суды могут
учреждаться только путем внесения изменений и дополнений в
указанный Закон.
Законодательная инициатива подготовлена с учетом замечаний
Правительства Российской Федерации, изложенных в официальном
отзыве от 20 декабря 2001 г. (N 7243п-П4), в части приведения его
в соответствие с пунктом 3 статьи 4 Федерального конституционного
закона "О судебной системе Российской Федерации", закрепляющем
понятие ювенальных судов в качестве специализированных судов для
осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В целях соблюдения концептуальной логики Закона "О судебной
системе Российской Федерации" статья 22.1 переименована в статью
26.1 и изложена в уточненной редакции в соответствии с
высказанными пожеланиями Правительства РФ.
Что касается замечания в отношении того, что в представленном
законопроекте не установлены принципы образования ювенальных
судов, то данный вопрос будет разрешен в процессе второго этапа
реформирования российской судебной системы в отношении
несовершеннолетних - при разработке специального Федерального
конституционного закона "О ювенальных судах в Российской
Федерации".
Реализация Федерального конституционного закона "О внесении
дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе
Российской Федерации" на данном этапе не потребует дополнительных
затрат из средств федерального бюджета.
Председатель Комитета
по делам общественных объединений
и религиозных организаций
В.ЗОРКАЛЬЦЕВ
|