КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2002 г. N 14-О
ПО ХОДАТАЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 ИЮНЯ
1998 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 6 СТАТЬИ 4, ПОДПУНКТА "А" ПУНКТА 3 И ПУНКТА 4
СТАТЬИ 13, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 19 И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 58
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 1997 ГОДА
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.Д. Рудкина, судей Н.С. Бондаря, Н.В.
Витрука, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, А.Я.
Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в заседании палаты ходатайство Государственного
Совета Республики Татарстан,
установил:
1. В ходатайстве Государственного Совета Республики Татарстан
об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 10 июня 1998 года по делу о проверке
конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а"
пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2
статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" ставится вопрос, могут
ли субъекты Российской Федерации создавать двухпалатный
законодательный (представительный) орган государственной власти,
одна из палат которого формируется из представителей
административно - территориальных единиц или (и) муниципальных
образований без соблюдения принципа примерно равного
представительства избирателей в избирательных округах.
По мнению Государственного Совета Республики Татарстан, чья
аргументация основывается на правовых позициях Конституционного
Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении,
субъектам Российской Федерации принадлежит такое право, однако,
как указывается в ходатайстве, Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" препятствует формированию одной из
палат законодательного (представительного) органа без соблюдения
принципа примерно равного представительства.
2. В Постановлении от 10 июня 1998 года Конституционный Суд
Российской Федерации подтвердил право субъектов Российской
Федерации создавать палату парламента, состоящую из представителей
административно - территориальных единиц или (и) муниципальных
образований. При этом в абзаце третьем пункта 5 мотивировочной
части данного Постановления прямо и недвусмысленно указывается,
что при формировании такой палаты допускается возможность
отступления от принципа равного представительства, и уточняется,
что в этом случае полномочия палат должны быть сбалансированы, с
тем чтобы решения палаты, депутаты которой избираются по
избирательным округам с примерно равным числом избирателей и
представляют непосредственно население, не блокировались палатой,
формируемой без обеспечения равного представительства.
В Постановлении от 22 января 2002 года по делу о проверке
конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и
статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2
статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О
выборах народных депутатов Республики Татарстан" Конституционный
Суд Российской Федерации указал на возможность сочетания в
законодательном (представительном) органе субъекта Российской
Федерации - при соблюдении требований Конституции Российской
Федерации - различных способов обеспечения представительства, в
том числе наличия представительства от территориальных единиц. При
этом, в силу изложенной в данном Постановлении правовой позиции,
такое сочетание допустимо только в двухпалатном законодательном
органе, поскольку в однопалатном парламенте невозможно установить
процедуры голосования и принятия решений, обеспечивающие
раздельное выражение воли депутатов, избранных по разным принципам
представительства - от территорий и от избирательного корпуса в
целом (осуществляемого с соблюдением средней нормы).
3. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", официальное
разъяснение решения Конституционного Суда Российской Федерации
дается им самим в пределах содержания разъясняемого решения и не
должно являться простым его воспроизведением; ходатайство о даче
официального разъяснения не может быть рассмотрено, если
поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного
истолкования решения.
В данном случае такая необходимость отсутствует. Все органы
государственной власти, иные субъекты правоотношений в силу статьи
6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" обязаны исходить из конституционного смысла
положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", выявленного в названном
Постановлении.
Вопрос же о соответствии предусмотренных законодательством
того или иного субъекта Российской Федерации, регулирующим
формирование представительного органа государственной власти,
отступлений от средней нормы представительства сформулированным в
Постановлении от 10 июня 1998 года критериям, равно как и вопрос о
конституционности норм федерального законодательства
рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации как по
обращениям заявителей, считающих соответствующие положения
противоречащими Конституции Российской Федерации, так и по
обращениям заявителей, считающих эти положения подлежащими
действию вопреки официально принятому решению об отказе применять
и исполнять их как противоречащие Конституции Российской
Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и статьей 83 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
определил:
1. Дальнейшее рассмотрение ходатайства Государственного Совета
Республики Татарстан в заседании Конституционного Суда Российской
Федерации прекратить, поскольку поставленные заявителем вопросы
нашли разрешение в Постановлении, о разъяснении которого он
ходатайствует.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской
газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председательствующий -
судья Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РУДКИН
|