ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2002 г. N ГКПИ 2001-1852, 1861, 1866
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобам государственного образовательного учреждения среднего
профессионального образования "Нижегородский строительный
техникум", государственного образовательного учреждения
"Нижегородский коммерческий институт" и Сыктывкарского
государственного университета о признании незаконными Приказа
Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной
этим же Приказом Инструкции (Приложение N 1), а также и других
приложений к данному Приказу в части, касающейся ограничения прав
заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными
средствами,
установил:
заявители обратились в Верховный Суд Российской Федерации с
указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемым
Приказом и приложениями к нему, в нарушение требований Закона РФ
"Об образовании", Гражданского кодекса РФ и положений Конституции
РФ, ограничиваются их права по самостоятельному распоряжению
внебюджетными средствами, полученными от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности.
С принятием данного Приказа государственные образовательные
учреждения, как собственники таких средств, фактически лишены
возможности распоряжаться ими по своему усмотрению, так как
необходимость предоставления соответствующих доказательств в
обоснование производимых расходов, о чем идет речь в оспариваемых
правовых актах, в значительной мере затруднит осуществление
правомочий собственника и в конечном итоге отрицательно скажется
на качестве образовательного процесса.
В судебном заседании представители заявителей Кузнецов М.Н.,
Кубасов М.И., Сумцова Н.В., Земскова Л.С. и Демин Н.А. жалобы
поддержали и просили о признании Приказа Минфина РФ от 21 июня
2001 г. N 46н, утвержденной им Инструкции, и других приложений к
нему незаконными в указанной выше части, сославшись на то, что
перевод лицевых счетов образовательных учреждений в органы
федерального казначейства ограничивает права заявителей по
распоряжению внебюджетными средствами и противоречит требованиям
гражданского законодательства РФ и Закона РФ "Об образовании".
Представители Министерства финансов РФ Янина Н.Г. и Зуева
В.Г., Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А. с жалобами заявителей
не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения,
поскольку оспариваемые ими правовые акты полностью соответствуют
законодательству РФ, в частности Бюджетному кодексу РФ и
Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", и прав
заявителей не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заявителей, представителей
заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд
Российской Федерации находит их не подлежащими удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
Министерством финансов РФ 21 июня 2001 г. был издан Приказ N 46н
"О порядке открытия и ведения территориальными органами
федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов
для учета операций со средствами, полученными от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
получателей средств федерального бюджета, финансируемых на
основании смет доходов и расходов", которым (п. п. 2, 3, 4, 5)
установлено, что операции со средствами, полученными от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
получателями средств федерального бюджета, финансируемыми на
основании смет доходов и расходов (далее - получатели средств),
отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами,
полученными от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, открытых им в территориальных органах федерального
казначейства Министерства финансов РФ (далее - органы федерального
казначейства).
Органы федерального казначейства для учета таких средств
открывают в установленном порядке в соответствующих учреждениях ЦБ
России или кредитных организациях лицевые счета на балансовом
счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной
собственности. Некоммерческие организации".
Главные распорядители средств и распорядители средств
федерального бюджета оформляют получателям средств, находящимся в
их ведении, разрешение на открытие в органах федерального
казначейства лицевых счетов для учета операций с указанными выше
средствами.
По утверждению представителей Министерства финансов РФ,
оспариваемые заявителями правовые акты соответствуют требованиям
закона и прав заявителей в осуществлении полномочий собственника
по самостоятельному использованию внебюджетных средств не
нарушают. Данные правовые акты лишь регулируют порядок учета
денежных средств на лицевом счете, открытом в органе федерального
казначейства.
Это же самое подтвердила в судебном заседании и представитель
Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А.
Указанные выше утверждения представителей заинтересованных лиц
материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо
убедительных данных в их опровержение и представителями
заявителей.
Кроме того, как показывает анализ норм бюджетного
законодательства, оспариваемые правовые акты приняты в полном
соответствии с ними, учитывая, что заявители являются участниками
именно бюджетных правоотношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
каких-либо правовых оснований для признания незаконными
оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.
Довод заявителей о том, что устанавливаемые оспариваемыми
правовыми актами отношения по вопросам ведения, открытия или
закрытия банковских (казначейских) счетов, заключения договора
банковского счета и его прекращение, учет денежных средств,
полученных от предпринимательской деятельности, являются
гражданскими, а не бюджетными, а поэтому на них в полной мере
распространяются требования гражданского законодательства о
равенстве сторон и свободе договора, не может быть признан
обоснованным.
Согласно ст. ст. 39, 43 и 47 Закона РФ "Об образовании"
образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять
финансово - хозяйственную деятельность, иметь самостоятельный
баланс и расчетные счета в банках и иных кредитных организациях,
вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом.
Образовательному учреждению принадлежит право собственности на
доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы
объекты собственности. При этом установлено, что учредитель или
уполномоченное им лицо имеет право контроля деятельности
образовательного учреждения в части эффективного использования
закрепленной за этим учреждением собственности.
В силу п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ государственное
учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на
отдельном балансе имуществом, но при их недостаточности
субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет
собственник, т.е. государство.
Бюджетным кодексом (ст. ст. 41, 42 и 51) при этом установлено,
что доходы бюджетного учреждения, полученные от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном
объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного
учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как
доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания
платных услуг.
То обстоятельство, что заявители, как бюджетные учреждения,
являются участниками бюджетного процесса и в связи с этим на них
распространяются нормы Бюджетного кодекса РФ, подтверждается
содержанием ч. 2 ст. 152 названного Кодекса.
С учетом этого суд не может согласиться с утверждением
представителей заявителей о том, что на заявителей не
распространяются требования Бюджетного кодекса РФ, поскольку оно
опровергается содержанием приведенных выше норм названного
Кодекса.
Учитывая, что заявители являются участниками бюджетного
процесса, на них в полном объеме распространяются и требования
ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой средства от
предпринимательской деятельности бюджетных учреждений зачисляются
и отражаются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения,
открытого в соответствующем территориальном органе федерального
казначейства.
Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете
бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем
зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента
бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.
Об обязательности использования бюджетными учреждениями,
подведомственными федеральным органам исполнительной власти,
бюджетных средств исключительно через лицевые счета, которые
ведутся федеральным казначейством РФ, свидетельствует и содержание
ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
Статьей 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001
год" также установлено, что средства, полученные такими бюджетными
учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, зачисляются и учитываются на лицевых счетах.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 132 Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2002 год".
В целях реализации положений ст. 114 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2001 год" Постановлением Правительства РФ
от 30 марта 2001 г. N 255 было установлено, что главные
распорядители и другие прямые получатели средств федерального
бюджета обязаны оформить генеральные разрешения на открытие
бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, в органах
федерального казначейства лицевых счетов по учету средств,
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, и закрытие учреждениями ранее открытых в банках
счетов по учету этих средств.
Во исполнение приведенных выше норм Федеральных законов
Министерством финансов РФ и были приняты оспариваемые правовые
акты, устанавливающие предусмотренный законом порядок учета
операций с внебюджетными средствами, полученными бюджетными
учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета на лицевых
счетах, открытых в органах федерального казначейства.
Данный порядок ни в коей мере не ограничивает прав бюджетных
учреждений по самостоятельному распоряжению внебюджетными
средствами, а регулирует лишь процедуру их учета на лицевом счете,
открытом в органе федерального казначейства.
Не приведено каких-либо убедительных доказательств в
подтверждение ограничения прав заявителей по самостоятельному
распоряжению этими средствами, кроме общих ссылок на
дополнительные сложности с оформлением документов, и
представителями заявителей.
Исходя из того, что собственником государственных
образовательных учреждений является государство, оно вправе в
отношении своих бюджетных учреждений установить основанный на
законе указанный выше порядок учета операций с внебюджетными
средствами.
Не может суд принять во внимание и ссылку представителей
заявителей на Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г.
N 1239, поскольку Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1
января 2000 г., Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001
год и "О федеральном бюджете на 2002 год", а также более позднее
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2001 г. N 255 не
содержат каких-либо исключений в отношении бюджетных
образовательных учреждений по вопросу перевода в органы
федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из
федерального бюджета, по учету средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
И, как следует из утверждений представителей Министерства
финансов РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета
(Министерство образования РФ) против установленного порядка учета
указанных выше средств в подведомственных ему учреждениях не
возражает и его не оспаривает.
Нельзя признать обоснованной и ссылку представителей
заявителей на ст. 7 Федерального закона "О введении в действие
Бюджетного кодекса РФ", поскольку в данной норме Закона идет речь
о законодательных актах РФ в области образования, науки и т.д., к
которым Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г.
N 1239 не относится.
Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в
суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобы Государственного образовательного учреждения среднего
профессионального образования "Нижегородский строительный
техникум", Государственного образовательного учреждения
"Нижегородский коммерческий институт" и Сыктывкарского
государственного университета о признании незаконными Приказа
Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. N 46н, утвержденной
этим Приказом Инструкции (Приложение N 1), а также и других
приложений к данному Приказу, в части, касающейся ограничения прав
заявителей по самостоятельному распоряжению внебюджетными
средствами, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
|