ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2002 года
Дело N 58-Г02-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании 8 февраля 2002 г. по
кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на
решение Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г. дело по
заявлению прокурора Хабаровского края о признании части 2 п. 34.1
ст. 34., п. 38.8 ст. 38 (в части установления сроков проведения
выборов в случае досрочного прекращения полномочий губернатора
края), п. 40.1.1. ст. 40.1 (в части согласования назначения на
должность первого заместителя председателя правительства края по
экономическим вопросам и имущественным отношениям) Устава
Хабаровского края противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в соответствии с ч. 2 пункта 34.1 статьи 34 Устава Хабаровского
края губернатор края обладает неприкосновенностью на всей
территории Хабаровского края в соответствии с федеральными и
краевыми законами.
Пунктом 38.8. статьи 38 Устава края (в части установления
сроков проведения выборов в случае досрочного прекращения
полномочий губернатора края) предусмотрено, что в случае
досрочного прекращения полномочий губернатора края Дума назначает
внеочередные выборы губернатора края.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через 180 и не ранее
чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
В соответствии с п. 40.1.1 статьи 40.1 Устава Хабаровского края
губернатор Хабаровского края вносит в Думу предложение о
согласовании назначения на должность первого заместителя
председателя правительства края по экономическим вопросам и
имущественным отношениям.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению названных норм Устава
Хабаровского края, ссылаясь на то, что закрепление в Уставе края
нормы, предусмотренной ч. 2 п. 34.1 ст. 34, нарушает принцип
равенства всех граждан перед законом, утвержденным ст. 19
Конституции Российской Федерации; п. 38.8 ст. 38 Устава края (в
части установления сроков проведения выборов в случае досрочного
прекращения полномочий губернатора края) противоречит п. 10 ст. 19
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" и ст. 10 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"; норма п. 40.1. ст. 40.1 Устава края
в части согласования назначения председателя правительства края по
экономическим вопросам и имущественным отношениям противоречит ст.
ст. 18, 24 Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и п. 4.1
Указа Президента РФ от 14.10.92 N 1231 "Об утверждении Типового
положения о комитете по управлению имуществом края, области,
автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем
правами и полномочиями территориального агентства государственного
комитета по управлению государственным имуществом".
Решением Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г.
заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края
поставлен вопрос об отмене решения в части признания недействующим
п. 38.8 ст. 38 Устава Хабаровского края как вынесенного с
нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все
равны пред законом и судом.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы
неприкосновенности депутатов, высшего должностного лица,
затрагивающие аспекты уголовного и уголовно-процессуального
законодательства, находятся в ведении Российской Федерации, и по
ним принимаются федеральные законы;
административное и административно-процессуальное
законодательство относятся к совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "к" ч. 1);
по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ (ч. 1 ст.
76).
Суд правильно указал в решении на то, что законодательство
субъекта РФ не может исключать возможность привлечения депутата,
высшего должностного лица к уголовной либо административной
ответственности, установленной федеральным законодательством, и
тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления
правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен
Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) регулируется ст. 18
Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", которая не
предусматривает какой-либо неприкосновенности высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в
случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации) уполномоченные на то органы либо должностные лица в
соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или)
законом субъекта Российской Федерации назначают внеочередные
выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев
со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица
субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" в указанных случаях выборы должны
быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого
прекращения полномочий, а голосование проведено не позднее чем
через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия
решения о назначении выборов.
Вывод суда о том, что норма п. 38.8 ст. 38 Устава Хабаровского
края (в части установления сроков проведения выборов в случае
досрочного прекращения полномочий губернатора края),
предусматривающая, что Дума назначает внеочередные выборы
губернатора края, которые проводятся не позднее чем через 180 и не
ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении
выборов, противоречит федеральному законодательству, поскольку не
содержит ограничения сроков назначения выборов, предусмотренных
федеральным законодательством, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что отсутствие в Уставе
Хабаровского края нормы, устанавливающей срок принятия решения о
назначении выборов в случае досрочного прекращения полномочий
губернатора, не противоречит действующему законодательству,
поскольку порядок проведения выборов в Думу и губернатора
определяется краевым законом - Избирательным кодексом Хабаровского
края, был правильно признан судом несостоятельным. Нормы Устава в
этой части регулируют вопрос совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации и противоречат
указанным нормам Федеральных законов.
Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
(руководителю высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ) не предоставлено права согласования,
назначения руководителей территориальных органов, федеральных
органов исполнительной власти. Согласно ст. 24 Закона
законодательный (представительный) орган государственной власти
субъекта Российской Федерации может принимать участие в
согласовании назначения на должность руководителей территориальных
органов, федеральных органов исполнительной власти только в
случаях, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с п. 4.1. Указа Президента РФ от 14.10.92 N 1231
"Об утверждении Типового положения о комитете по управлению
имуществом края, области, автономной области, автономного округа,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и
полномочиями территориального агентства государственного комитета
по управлению государственным имуществом" комитет по управлению
государственным имуществом возглавляет председатель, который по
должности является заместителем главы администрации края.
Председатель комитета назначается на должность председателя
Госкомимущества России и не может назначаться на должность главы
администрации либо председателя правительства субъекта Российской
Федерации.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для
его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2001 г.
оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы
Хабаровского края - без удовлетворения.
|