ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2002 г. N КАС02-33
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пирожкова В.Н.,
Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Милованова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 февраля 2002 года
гражданское дело по жалобе С. о признании незаконными Указа
Президента РФ от 30 сентября 1997 года N 1062, постановлений и
распоряжений Правительства РФ и постановлений Государственного
комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу,
проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998 - 2002
годы, а также о возмещении убытков и морального вреда по частной
жалобе С. на определение судьи Верховного Суда РФ от 28 ноября
2001 года, которым заявителю отказано в принятии части требований
к производству.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Петроченкова А.Я.,
объяснения представителей Правительства РФ Юркина В.В., Наседкина
Э.Л., Раззаковой Р.Х., Овчарова П.И. и Беловой М.С., возражавших
против удовлетворения частной жалобы, выслушав заключение
прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Милованова В.В., полагавшего частную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
С. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просил
признать незаконными:
- проекты федеральных законов о федеральном бюджет на 1998 -
2002 годы;
- Указ Президента РФ от 30 сентября 1997 года N 1062 "О
совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и
некоторых других категорий граждан";
- Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года N 26 "О
дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку,
сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о
программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996 -
1997 годы";
- Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604 "О
порядке оказания безвозмездной помощи на строительство (покупку)
жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых
помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы";
- Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 700
"О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604";
- Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 937
"О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на
строительство или приобретение жилья";
- Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 "О
федеральной целевой программе "Государственные жилищные
сертификаты";
- Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315 "О
внесении изменений в федеральную целевую программу
"Государственные жилищные сертификаты";
- Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 года N 351
(ред. от 29 сентября 1999 года) "Вопросы реализации президентской
программы "Государственные жилищные сертификаты";
- Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054
"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку
и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства";
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года N 891
"Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год";
- Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 года N 449 "Об
изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год";
- распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 394-р
"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по
Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской
Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым
указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановление Госстроя РФ от 31 мая 2000 года N 53 "О средней
рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал
2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым
указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановление Госстроя РФ от 30 августа 2000 года N 85 "О
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV
квартал 2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий и
ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан,
которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановление Госстроя РФ от 30 ноября 2000 года N 113 "О
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I
квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и
ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан,
которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановление Госстроя РФ от 28 февраля 2001 года N 14 "О
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II
квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и
ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан,
которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановление Госстроя РФ от 31 мая 2001 года N 55 (ред. от 7
августа 2001 года) "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей
площади жилья на III квартал 2001 года для расчета размера
безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений
всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды
предоставляются за счет средств федерального бюджета".
Кроме того, заявитель просил взыскать с государства причиненные
ему убытки в сумме 73967617 рублей и моральный вред в сумме
1500000 рублей, освободив от уплаты государственной пошлины в
связи с тяжелым материальным положением.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 ноября 2001 года
принято к производству Верховного Суда Российской Федерации по
первой инстанции заявление С. об оспаривании:
- Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 года N 26 "О
дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку,
сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о
программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996 -
1997 годы";
- Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604 "О
порядке оказания безвозмездной помощи на строительство (покупку)
жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых
помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы",
за исключением пунктов 5, 11 и 12 Положения о порядке оказания
безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и
выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений
военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы,
утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ;
- Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 700
"О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604", за исключением
пунктов 4, 7 и 8 указанного Положения в редакции Постановления
Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 700;
- Постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 года (ред.
от 20 августа 2001 года) N 937 "О предоставлении гражданам
Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья",
за исключением пунктов 10, 11, 12, 13, 14 Положения о
предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на
строительство или приобретение жилья, утвержденного указанным
Постановлением (в ред. Постановлений Правительства РФ от
04.12.1998 N 1431, от 20.08.2001 N 594; с изм., внесенными
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891);
- Постановления Правительства РФ от 29 марта 1999 года N 351
(ред. от 29 сентября 1999 года) "Вопросы реализации президентской
программы "Государственные жилищные сертификаты", за исключением
пунктов 6, 8 и 11 указанного Постановления (ред. Постановления
Правительства РФ от 29 сентября 1999 года N 1095);
- Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054
"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной
службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку
и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", за
исключением подпункта "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с
военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних
дел, утвержденных указанным Постановлением;
- Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2000 года N 891
"Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год";
- Постановления Правительства РФ от 7 июня 2001 года N 449 "Об
изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год";
- распоряжения Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 394-р
"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по
Российской Федерации, экономическим районам и субъектам Российской
Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым
указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета".
Этим же определением С. отказано в принятии заявления к
производству Верховного Суда РФ по первой инстанции в связи с
неподведомственностью заявленных требований суду в части
оспаривания:
- проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 1998 -
2002 годы;
- постановления Госстроя РФ от 31 мая 2000 года N 53 "О средней
рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал
2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым
указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановления Госстроя РФ от 30 ноября 2000 года N 113 "О
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I
квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и
ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан,
которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановления Госстроя РФ от 28 февраля 2001 года N 14 "О
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II
квартал 2001 года для расчета размера безвозмездных субсидий и
ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан,
которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета";
- постановления Госстроя РФ от 31 мая 2001 года N 55 (ред. от 7
августа 2001 года) "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей
площади жилья на III квартал 2001 года для расчета размера
безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений
всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды
предоставляются за счет средств федерального бюджета".
С. отказано в принятии заявления к производству Верховного Суда
РФ по первой инстанции в связи с неподсудностью данному суду в
части оспаривания Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года N
1062, возмещения причиненных убытков и морального вреда, а также в
принятии заявления к производству Верховного Суда РФ по первой
инстанции в связи с наличием вступивших в законную силу судебных
решений в части оспаривания:
- Постановления Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71 "О
федеральной целевой программе "Государственные жилищные
сертификаты";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля
2000 года N 315 "О внесении изменений в федеральную целевую
программу "Государственные жилищные сертификаты";
- пунктов 5, 11 и 12 Положения о порядке оказания безвозмездной
финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты
денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений
военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы,
утвержденного Постановлением Правительства РФ 26 июня 1995 года N
604 (в первой редакции);
- пунктов 4, 7 и 8 указанного Положения, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604 (в
редакции Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N
700);
- пунктов 10, 11, 12, 13, 14 Положения о предоставлении
гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение
жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа
1996 года N 937 (в ред. Постановлений Правительства РФ от
04.12.1998 N 1431, от 20.08.2001 N 594; с изм., внесенными
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 891);
- пунктов 6, 8 и 11 Постановления Правительства РФ от 29 марта
1999 года N 351 (ред. Постановления Правительства РФ от 29
сентября 1999 года N 1095) "Вопросы реализации президентской
программы "Государственные жилищные сертификаты";
- подпункта "а" пункта 10 Правил учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с
военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних
дел, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября
1998 года N 1054;
- постановления Госстроя РФ от 30 августа 2000 года N 85 "О
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV
квартал 2000 года для расчета размера безвозмездных субсидий и
ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан,
которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств
федерального бюджета".
В частной жалобе, не соглашаясь с определением в части отказа в
принятии к производству отдельных требований, заявитель просит его
отменить и принять к производству его жалобу в полном объеме.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в частной
жалобе, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в
принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу,
вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и
по тем же основаниям решение суда.
Утверждение заявителя о том, что ни в одном из перечисленных
дел он не выступал стороной спора, не может быть принято во
внимание, поскольку стороной спора при обжаловании нормативных
актов является не конкретное лицо, а любой гражданин, чьи права и
свободы может затрагивать обжалуемый акт.
В связи с этим заявление С. в части требований о признании
незаконными (конкретных норм и в целом) Постановлений
Правительства РФ и Госстроя РФ, рассмотренных Верховным Судом РФ,
принятию к производству Верховного Суда РФ не подлежало.
Если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании
нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину
должно быть отказано в приеме заявления на основании п. 1 ч. 2 ст.
129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью заявленного
требования суду.
В настоящее время постановления Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу от 31 мая 2000 года N 53, от 30 ноября 2000 года N 113,
от 28 февраля 2001 года N 14, от 31 мая 2001 года N 55,
оспариваемые заявителем, утратили силу в связи с истечением срока
их действия.
В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного
обжалования могут быть только нормативные правовые акты, которые
на момент обжалования или рассмотрения жалобы по существу
действуют, могут повлечь нарушения гражданских прав и свобод, а
поэтому требуют судебного пресечения.
Правовые же акты, действие которых прекращено, сами по себе
основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не
являются, нарушения охраняемых законом прав и свобод граждан
повлечь уже не могут, а следовательно, не требуют судебного
пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по
упомянутому Закону. Поэтому, поскольку ко времени обращения в суд
с заявлением об обжаловании постановлений Государственного
комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-
коммунальному комплексу они прекратили свое действие, заявителю
обоснованно было отказано в приеме заявления на основании пункта 1
части 2 статьи 129 ГПК РСФСР в связи с тем, что оно не подлежит
рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с действующим законодательством не могут быть
предметом рассмотрения в судах проекты Законов Российской
Федерации, поскольку они не могут нарушать охраняемые законом
права и свободы граждан, вследствие чего не требуют судебного
пресечения и не являются предметом судебного обжалования. При
таких обстоятельствах заявителю обоснованно отказано в принятии к
производству его заявления в этой части в связи с
неподведомственностью заявленного требования суду.
В ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР определен
перечень дел, которые подсудны Верховному Суду Российской
Федерации по первой инстанции. Заявление С. в части оспаривания
Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года N 1062, возмещения
причиненных убытков и морального вреда не относится к данной
категории дел, а потому рассмотрению в Верховном Суде РФ не
подлежит.
Отказывая заявителю в принятии к производству требований о
причинении убытков и морального вреда, судья, вопреки мнению в
жалобе, не делал выводов о законности таких требований, а лишь
указал на их неподсудность Верховному Суду РФ.
Не может быть принята во внимание ссылка заявителя на нарушение
судьей ч. 3 ст. 129 ГПК РСФСР, поскольку с принятием Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 года N 120-ФЗ
данная норма в части обязанности судьи указывать, в какой орган
следует обращаться, если дело неподведомственно данному суду,
исключена.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 317 ГПК
РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28
ноября 2001 года оставить без изменения, а частную жалобу С. - без
удовлетворения.
|