ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2002 г. N ВКПИ 02-10
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда РФ
генерал - лейтенанта юстиции Яськина В.А.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием представителя ответчика
полковника юстиции Чурикова С.В.,
представителя Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А.
и помощника Главного военного
прокурора полковника юстиции Милованова В.В.,
рассмотрев жалобу Бондаренко И.А. на абзац 2 пункта 1 и пункт
2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от
1 июня 2001 года N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31
декабря 1999 года N 229-ФЗ" (далее - Приказ N 302),
установил:
Приказом N 302 регламентируется применение коэффициентов
(районных, за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и
безводных местностях (далее - "коэффициенты")) и процентных
надбавок к денежному довольствию военнослужащих органов
федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по
контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях
и других местностях с неблагоприятными климатическими или
экологическими условиями, в том числе отдаленных (далее -
отдаленные местности).
Абзацем 2 пункта 1 Приказа N 302 установлено, что к денежному
довольствию военнослужащих применяются районные коэффициенты,
предусмотренные федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и (или) СССР для работников
непроизводственных отраслей, работающих и проживающих в
соответствующих отдаленных местностях.
Согласно пункту 2 Приказа N 302 коэффициенты и процентные
надбавки надлежит начислять на оклады по воинским должностям и
воинским званиям, а также на дополнительные выплаты,
предусмотренные пунктами 1, 4, 5 и 7 статьи 13 Закона РФ "О
статусе военнослужащих", а на надбавки и другие дополнительные
выплаты, установленные в порядке, предусмотренном пунктом 11
статьи 13 указанного Закона, лишь при условии, если это специально
оговорено в нормативных правовых актах об установлении этих
надбавок и дополнительных выплат.
Военнослужащий Бондаренко И.Л. полагает, что абзац второй
пункта 1 противоречит пункту 6 статьи 13 Закона РФ "О статусе
военнослужащих", не содержащему указания о применении районного
коэффициента в названном размере, а пункт 2 нарушает права
военнослужащих, поскольку в нем отсутствует предписание начислять
процентную надбавку и районный коэффициент на входящие в денежное
довольствие дополнительные выплаты и надбавки, предусмотренные
третьим абзацем пункта 3, пунктами 9, 10 и 12 статьи 13 Закона "О
статусе военнослужащих", процентной надбавки на выплаты,
предусмотренные вторым абзацем пункта 3 и пунктом 8 той же статьи,
и ограничивает начисления районного коэффициента и процентной
надбавки на выплаты, установленные в соответствии с пунктом 11
статьи 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих". По этим основаниям
он просит признать Приказ незаконным и не действующим с момента
издания.
Представитель ответчика Чуриков С.В. считает жалобу не
подлежащей удовлетворению.
По его мнению, указание в Приказе о применении районного
коэффициента, установленного для работников непроизводственных
отраслей, соответствует требованиям действующего законодательства;
Приказ не содержит запрета на применение районного коэффициента и
процентной надбавки к не перечисленным в пункте 2 Приказа N 302
дополнительным выплатам и надбавкам, а содержащееся во втором
абзаце пункта 2 Приказа предписание распространяется лишь на
надбавки и дополнительные выплаты, которые будут введены.
Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще
извещен, но на судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть
жалобу в его отсутствие.
Заслушав объяснение представителя ответчика Чурикова С.В.,
заключение представителя Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А.,
полагавшей Приказ N 302 не противоречащим действующему
законодательству, исследовав письменные доказательства и выслушав
заключение прокурора Милованова В.В. о необходимости удовлетворить
жалобу частично, Верховный Суд РФ находит жалобу Бондаренко И.Л.
подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту в отдаленных местностях, к
их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты и
выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию.
Согласно статье 12 Закона денежное довольствие военнослужащих
состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской
должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским
званием, месячных и иных дополнительных выплат (далее -
дополнительные выплаты).
Перечень дополнительных выплат предусмотрен статьей 13 Закона.
Следовательно, на них должны начисляться коэффициенты и процентная
надбавка, если иное не оговорено в законе.
К таковым, помимо указанных в пунктах 1, 4, 5 и 7 этой
статьи, относятся дополнительные выплаты, установленные
Президентом и Правительством Российской Федерации в порядке,
предусмотренном пунктом 11 статьи 13 Закона.
Поэтому содержащееся во втором абзаце пункта 2 Приказа N 302
предписание начислять на эти дополнительные выплаты коэффициент и
процентную надбавку лишь при условии, если это оговорено в
нормативных правовых актах об установлении этих выплат,
противоречит закону.
Таковой дополнительной выплатой является и предусмотренная
пунктом 8 статьи 13 Закона ежемесячная надбавка военнослужащим,
имеющим право на пенсию за выслугу лет, составляющая 25 - 50%
пенсии, которая могла быть назначена военнослужащим. Однако,
поскольку в соответствии со статьей 48 Закона РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной
системы, и их семей" пенсия военнослужащим, проходившим службу в
отдаленных местностях, начисляется с применением коэффициентов, на
рассматриваемую дополнительную выплату должна начисляться только
процентная надбавка.
Хотя в Приказе N 302 нет запрета начислять процентную надбавку
на эту выплату, а также начислять коэффициент и процентную
надбавку на дополнительные выплаты, предусмотренные пунктом 12
статьи 13 Закона, отсутствие указаний о производстве таких
начислений может привести к ущемлению законных прав
военнослужащих.
Что же касается предписаний в Приказе N 302 в отношении
дополнительных выплат, установленных самим Директором Федеральной
службы безопасности РФ в порядке, предусмотренном пунктом 11
статьи 13 Закона, то они не противоречат закону, поскольку этим
пунктом ему предоставлено право устанавливать размер таких выплат
и только в пределах выделенных ассигнований.
Требование заявителя признать необходимым начислять процентную
надбавку на подъемное пособие не подлежит удовлетворению,
поскольку абзацем вторым пункта 3 статьи 13 Закона предусмотрено
производить эту выплату лишь с учетом коэффициента.
Противоречит закону и требование заявителя начислять выплаты,
предусмотренные третьим абзацем пункта 3 (суточные) и пунктом 10
(на командировочные расходы), поскольку установление размеров этих
выплат отнесено упомянутыми пунктами к компетенции Правительства
РФ и они установлены в твердых ставках, единых для всех регионов
государства.
Выплата на обзаведение имуществом, предусмотренная пунктом 9
статьи 13 Закона, является не частью денежного довольствия, а
беспроцентной ссудой в размере до 12 окладов денежного содержания,
которую военнослужащий обязан возвратить в срок до 3 лет, поэтому
коэффициенты и процентная надбавка не должны на нее начисляться.
Ошибочным является и мнение заявителя о несоответствии закону
указания, содержащегося во втором абзаце пункта 1 Приказа N 302, о
том, что к денежному довольствию военнослужащих применяются
коэффициенты, установленные для работников непроизводственных
отраслей.
Согласно действующему до настоящего времени Постановлению
Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 руководителям
органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
разрешено устанавливать повышенные коэффициенты, но за счет
средств организаций и предприятий и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Согласно же пункту 6 статьи 13 Закона коэффициенты
должны быть установлены федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим
военнослужащим выплачивается денежное довольствие с учетом
коэффициентов, установленных центральной властью, за счет
федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197,
203, 231 - 232 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Бондаренко Игоря Леонидовича удовлетворить частично,
признав пункт 2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской
Федерации от 1 июня 2001 года N 302 "Об исполнении Федерального
закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ" противоречащим закону и
не действующим с момента издания в той мере, в которой он не
предусматривает начисление процентной надбавки, предусмотренной
пунктом 6 статьи 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих" на
надбавку, выплачиваемую военнослужащим, имеющим право на пенсию за
выслугу лет (пункт 8 статьи 13 Закона), а также ограничивает
начисление районного коэффициента и упомянутой процентной надбавки
на дополнительные выплаты и надбавки, установленные Президентом и
Правительством Российской Федерации (пункты 11 и 12 статьи 13
Закона).
В удовлетворении требований Бондаренко И.Л. о признании
незаконным абзаца второго пункта 1 Приказа Федеральной службы
безопасности РФ от 1 июня 2001 года N 302 и пункта 2 этого Приказа
в части неуказания в нем о начислении районного коэффициента и
процентной надбавки на выплаты, предусмотренные пунктами 3, 9 и 10
Закона РФ "О статусе военнослужащих", а также на надбавки и
дополнительные выплаты, установленные Директором Федеральной
службы безопасности Российской Федерации (пункт 11 статьи 13
Закона), отказать.
Решение по этому делу в части признания Приказа Федеральной
службы безопасности Российской Федерации от 1 июня 2001 года N 302
недействующим подлежит опубликованию в "Российской газете" и
"Бюллетене нормативных актов Федеральных органов исполнительной
власти".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток
после вынесения судом решения в окончательной форме, то есть после
7 февраля 2002 года.
Судья Верховного Суда
В.А.ЯСЬКИН
|