МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 1 февраля 2002 г. N НФ/1516
О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
МАП России сообщает, что 20 декабря 2001 года вступил в силу
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального
закона "О рекламе" N 162-ФЗ.
Согласно новой редакции п. 1 ст. 11 Федерального закона "О
рекламе" в радио- и телепрограммах не допускается прерывать
рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде наложений,
в том числе способом "бегущей строки":
детские, образовательные и религиозные передачи;
радиопостановки и художественные фильмы без согласия
правообладателей;
транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых
установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности
органов государственной власти в государственных средствах
массовой информации";
иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет
менее чем 15 минут.
Иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет
более чем 15 минут, а также радиопостановки и художественные
фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15
минут или могут прерываться столько раз, сколько 15-минутных
периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные
фильмы.
При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука
транслируемой программы.
Введенное законодателем в абз. 1 п. 1 ст. 11 изменение уточняет
способы размещения рекламы в программах:
прерывание рекламой;
совмещение радио- и телепрограмм с рекламой в виде наложений, в
том числе в виде "бегущей строки".
Указанными способами не допускается размещение рекламы в
исчерпывающем перечне программ, определенных в абз. абз. 2, 3, 4,
5 п. 1 ст. 11.
Новеллой абз. 2 п. 1 ст. 11 является то, что образовательные
передачи, независимо от их продолжительности, не допускается
прерывать рекламой.
В абз. 6 п. 1 ст. 11 законодатель ввел новое положение,
регламентирующее порядок размещения рекламы в иных передачах,
продолжительность трансляции которых составляет более чем 15
минут, а также при трансляции радиопостановок и художественных
фильмов.
Согласно введенному требованию прерывание рекламой, совмещение
с рекламой в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки"
телепрограмм допускается не чаще, чем через каждые 15 минут (15
минут без рекламы).
При прерывании рекламой радио- и телепрограмм,
продолжительность трансляции которых составляет более 15 минут,
следует учитывать, что максимальное количество таких прерываний
определяется путем деления продолжительности этих программ (в
минутах) на 15 до целого числа. Например: продолжительность
передачи 1 час 27 мин. = 87 мин. Отсюда 87 : 15 = 5 - максимально
допустимое количество прерываний.
Требования о 15-минутном периоде "без рекламы" не
распространяются на иные способы размещения рекламы, кроме
указанных, например, при размещении рекламы в телевизионных
студиях или непосредственно в местах, откуда ведется трансляция
(стадион, улица и т.п.).
Однако требования данного абзаца имеют тесную связь с
положениями п. 3 и п. 4 ст. 11 в части определения допустимой
общей продолжительности рекламы в программах, не
зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и
материалах рекламного характера.
В п. 3 ст. 11 законодатель определяет, что единицей измерения
эфирного времени радио- и телепрограммы является один час на одной
частоте вещания, а в п. 4 устанавливает, что реклама не должна
превышать 20 процентов эфирного времени.
Таким образом, общая продолжительность рекламы при любом
способе ее размещения в программах нерекламного характера
составляет 12 минут в течение часа эфирного времени радио- и
телепрограммы на одной частоте вещания.
Продолжительность каждого отдельного периода рекламы в течение
часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте
вещания законодатель не регламентирует.
При этом следует иметь в виду, что исчисление часа эфирного
времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания начинается
с 00 минут 00 секунд текущего часа времени суток и заканчивается
по истечении 59 минут 60 секунд и не зависит от места положения
географической точки. Один час или неполный час эфирного времени
радио- и телепрограммы на одной частоте вещания учитывается в
минутах и секундах.
В абз. 7 п. 1 ст. 11 законодатель определил требование к уровню
звука рекламы, который не может быть выше уровня звука
транслируемой программы. Данное требование введено впервые.
Положения п. 2 ст. 11 Федерального закона "О рекламе", согласно
которым при использовании рекламы в виде наложений, в том числе
способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи
процентов площади кадра, законодатель оставил без изменения в
новой редакции Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ.
Согласно новой редакции п. 3 ст. 11 Федерального закона "О
рекламе" распространение одной и той же по содержанию рекламы
одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно
осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не
более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио- и
телепрограммы на одной частоте вещания.
В п. 3 ст. 11 законодатель ввел отличное от прежде
действовавшей нормы регулирование вопросов размещения рекламы о
рекламодателе и рекламы его товаров в течение часа эфирного
времени радио- и телепрограммах на одной частоте вещания.
По смыслу новой редакции п. 3 ст. 11 не допускается прерывание
радио- и телепрограммы на одной частоте вещания идентичной по
содержанию рекламой (включая ее продолжительность) более двух раз
общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа
эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
В соответствии с п. 4 ст. 11 в редакции Федерального закона от
14.12.2001 N 162-ФЗ в радио- и телепрограммах, не
зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и
материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 20
процентов эфирного времени.
В п. 4 ст. 11 законодатель установил объем вещания рекламы в
течение часа эфирного времени радио- и телепрограмм, не
зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и
материалах рекламного характера, на одной частоте вещания.
Н.Е.ФОНАРЕВА
|