ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2002 года
Дело N 20-Г02-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Маслова А.М.,
Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.
о признании недействительным "Положения о порядке установления и
выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам,
замещающим муниципальные должности муниципальной службы в
Республике Дагестан", утвержденного постановлением Правительства
Республики Дагестан от 20 ноября 2000 г. N 230, в части по
кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда Республики
Дагестан от 3 декабря 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М.
Маслова, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
постановлением Правительство Республики Дагестан от 30 ноября
2000 г. N 230 "О социальных гарантиях лиц, замещающих
муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной
службы в Республике Дагестан" утверждено "Положение о порядке
установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной
пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные
должности муниципальной службы в Республике Дагестан", пунктом 1
которого определен порядок установления и выплаты ежемесячной
доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с
Законами Российской Федерации "О государственных пенсиях в
Российской Федерации", "О занятости населения в Российской
Федерации" и Законом Республики Дагестан "О занятости населения в
Республике Дагестан" лицам, замещавшим на 15 февраля 2000 г. и
позднее муниципальные должности и муниципальные должности
муниципальной службы в Республике Дагестан, предусмотренные Единым
реестром муниципальных должностей и муниципальных должностей
муниципальной службы в Республике Дагестан, утвержденным Законом
Республики Дагестан "О Едином реестре муниципальных должностей и
муниципальных должностей муниципальной службы в Республике
Дагестан".
Полагая, что установление и выплата ежемесячной доплаты к
государственной пенсии лишь тем муниципальным служащим, которые
находились на этих должностях 15 февраля 2000 г. и позже, нарушают
равноправие граждан перед законом, К. обратился в суд с названным
заявлением.
Представители Правительства и Министерства труда и социального
развития Республики Дагестан возражали против удовлетворения
заявления.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2001
г. в удовлетворении заявления отказано.
К. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить
и дело передать на новое рассмотрение. Полагает, что суд
неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку
доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что
ст. 29 Закона Республики Дагестан "О муниципальной службе в
Республики Дагестан" от 10 февраля 2000 г. регламентированы
вопросы пенсионного обеспечения муниципального служащего и членов
его семьи. Закон вступил в силу со дня официального опубликования
- 15 февраля 2000 г., в связи с чем и оспариваемое постановление
Правительства Республики Дагестан установило право на надбавку к
пенсии для лиц, замещавших должности муниципальной службы на эту
дату и позднее.
Вывод суда основан на материалах дела и не противоречит
материальному закону.
Ежемесячная доплата к пенсии муниципального служащего
установлена ст. 29 названного Закона Республики Дагестан, а не
постановлением Правительства. Правительство республики не
полномочно придавать закону обратную силу, это является правом
законодателя.
В соответствии со ст. 73 Закона Республики Дагестан "О
нормативных актах Республики Дагестан" нормативный правовой акт не
имеет обратной силы, то есть не распространяет своего действия на
отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением
случаев, когда он распространяет свое действие на отношения,
возникшие до его вступления в силу.
Исходя из изложенного, нормативный правовой акт может иметь
обратную силу, если это указано в акте, и при иных
обстоятельствах, определенных федеральным законом. Таких
обстоятельств по делу не установлено.
Придание нормативному правовому акту обратной силы, определение
круга лиц, на которых он распространяется, является правом органа,
принимающего такой акт, в связи с чем отсутствуют основания
считать, что оспариваемое постановление ущемляет права иных лиц,
не упомянутых в нормативном правовом акте.
Ссылка в кассационной жалобе на ст. 53 Конституции Республики
Дагестан, которой установлено, что закон, устанавливающий или
усиливающий юридическую ответственность, обратной силы не имеет,
является ошибочной, поскольку рассматриваемых правоотношений не
касается.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы
кассационных жалоб убедительными, влекущими отмену решения суда,
постановленного в соответствии с требованиями материального и
процессуального права.
Руководствуясь ст. 305 п. 1 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2001
г. оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без
удовлетворения.
|