ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2002 года
Дело N 74-Г02-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в судебном заседании 25 января 2002 года
гражданское дело по кассационной жалобе ЗАО АК "АЛРОСА" на решение
Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2001 года по
заявлению ЗАО АК "АЛРОСА" о признании недействительным
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 февраля
2001 года N 80 "Об индексации платы за загрязнение окружающей
природной среды в 2001 году".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Харланова А.В., объяснения представителя ЗАО АК "АЛРОСА"
Божевольского Р.И., Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
АК "АЛРОСА" обратилась в суд с заявлением о признании
недействительным постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 13 февраля 2001 года N 80 "Об индексации платы за
загрязнение окружающей природной среды в 2001 году", ссылаясь на
его противоречие федеральному законодательству.
В заявлении указано, в частности, на то, что обжалуемое
постановление не опубликовано, принято не законодательным, а
исполнительным органом власти, коэффициент индексации платы за
загрязнение окружающей природной среды введен необоснованно с 1
января 2001 года, до принятия постановления, имеются и другие
противоречия федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября
2001 года АК "АЛРОСА" в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе АК "АЛРОСА" ставится вопрос об отмене
решения суда как вынесенного с существенным нарушением норм
процессуального права и неправильным применением норм
материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с
прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Как видно из содержания заявления АК "АЛРОСА" и протокола
судебного заседания, обжалуя оспариваемое постановление
Правительства Республики Саха (Якутия), она ссылалась на то, что
последнее не было опубликовано в установленном порядке,
коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной
среды введен незаконно с 1 января 2001 года, до принятия
постановления, письмо Министерства природных ресурсов Российской
Федерации от 27 ноября 2000 года "Об индексации платы за
загрязнение окружающей природной среды на 2001 год" не является
нормативным актом.
Между тем, отказывая АК "АЛРОСА" в удовлетворении заявления,
суд оставил без проверки и оценки доводы заявителя, касающиеся
неопубликования оспариваемого постановления и незаконности
введения коэффициента индексации платы за загрязнение окружающей
природной среды с 1 января 2001 года. В то время как они имеют
существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения. Это правило в равной степени
распространяется и в отношении предприятий, учреждений и
организаций.
Кроме того, согласно Правилам подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009,
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти издаются только в виде постановлений, приказов,
распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных
правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (раздел 1,
п. 2).
Таким образом, письмо Министерства природных ресурсов
Российской Федерации от 27 ноября 2000 года "Об индексации платы
за загрязнение окружающей природной среды на 2001 год" не является
нормативным актом. Кроме того, суд не проверил, зарегистрировано
ли данное письмо в Министерстве юстиции РФ и опубликовано ли оно,
поскольку в силу п. 10 Указа Президента РФ N 763 от 23 мая 1996
года "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти" незарегистрированные и не опубликованные в установленном
порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не
вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих отношений... На указанные акты нельзя ссылаться
при разрешении споров.
Суд же сослался на указанное выше письмо в решении, обосновывая
незаконность требований заявителя.
С учетом указанных обстоятельств решение суда подлежит отмене.
Вместе с тем Судебная коллегия приходит к выводу о том, что
производство по делу подлежит прекращению, поскольку из содержания
оспариваемого постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
следует, что оно было издано на определенный срок (на 2001 год).
Таким образом, оно утратило силу в связи с истечением срока, на
который издано.
Согласно же действующему законодательству правовые акты,
действие которых прекращено, сами по себе основанием для
возникновения гражданских прав и обязанностей являться не могут,
и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и
свобод граждан и организаций повлечь не могут.
Поэтому, если ко времени рассмотрения заявления оспариваемый
правовой акт прекратил свое действие, производство по делу
подлежит прекращению. Предмет спора в таком случае отсутствует,
суд же проверяет на соответствие закону лишь положения действующих
нормативных актов.
В случае применения к АК "АЛРОСА" положений оспариваемого
постановления Правительства она не лишена возможности обратиться в
компетентный суд.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311, п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября
2001 года отменить, производство по делу прекратить.
|