ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2002 года
Дело N 88-Г02-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании 25 января 2002 г. по
кассационному протесту прокурора Томской области на решение
Томского областного суда от 21 ноября 2001 г. дело по заявлению
и.о. прокурора Томской области о признании недействующими и не
подлежащими применению п. п. 2.6 и 2.8 Положения "О плате за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах",
утвержденного постановлением первого заместителя главы
администрации Томской области от 2 сентября 1998 года N 310.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., не согласившейся с протестом и
полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением первого заместителя главы администрации Томской
области N 310 от 2 сентября 1998 года было утверждено Положение "О
плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных
правах", в соответствии с которым плата за совершение указанных
действий вносится наличными деньгами в кредитные учреждения, в
кассу регистрационного центра (за исключением филиалов) либо
перечисляется со счета плательщика на расчетный счет
регистрационного центра. Прием кредитными учреждениями и
регистрационным центром платы осуществляется во всех случаях с
выдачей квитанций установленного образца (п. 2.6). Плата
зачисляется на счет регистрационного центра. В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об установлении
централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за
предоставление информации о зарегистрированных правах" 5%
полученных средств перечисляются на счет Министерства юстиции
Российской Федерации; остальные средства в соответствии с ч. 3 ст.
11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" (в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 N 20-ФЗ, от
12.04.2001 N 36-ФЗ) регистрационным центром используется в
соответствии со сметой исключительно на создание, поддержание и
функционирование системы государственной регистрации прав на
недвижимое имущество на территории Томской области, в том числе на
обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав (п.
2.8).
И.о. прокурора Томской области обратился в суд с заявлением о
признании указанных норм противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению с 1
января 2000 года, указывая на то, что они противоречат
федеральному бюджетному законодательству. В соответствии со ст.
ст. 1 и 10 Федерального закона "О бюджетной классификации
Российской Федерации", п. 4 ст. 41, п. 3 ст. 55, ст. 57 Бюджетного
кодекса Российской Федерации данные платежи, как неналоговые
доходы, должны поступать в бюджет субъекта Российской Федерации.
Решением Томского областного суда от 21 ноября 2001 г.
заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.
В кассационном протесте прокурора Томской области поставлен
вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм
материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
гражданское законодательство находится в ведении Российской
Федерации.
В силу ч. ч. 1 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по
предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные
конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое
действие на территории Российской Федерации. Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 131 ГК РФ 21 июля 1997 года был
принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с ч.
1 ст. 11 которого система государственной регистрации прав
создается за счет платы за регистрацию и за предоставление
информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных
не запрещенных законом источников.
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" в целях создания механизма
государственных гарантий рынка недвижимости, обеспечения защиты
конституционных прав собственников, формирования
консолидированного банка данных о правах на недвижимость,
установления взаимодействия регистрирующих и налоговых органов для
оперативного начисления и взимания налогов на имущество и
пополнения доходной части бюджетов определил специальный статус
органов по государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.
В соответствии с данным Федеральным законом во всех субъектах
Российской Федерации образованы органы учреждений юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
В целях обеспечения специального статуса и финансовой
независимости учреждений юстиции по регистрации прав законодатель
установил целевое использование средств, полученных в виде платы
за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных
правах. Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" средства, полученные в виде платы за государственную
регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных
правах, используются исключительно на создание, поддержание и
развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое
имущество, в том числе на обеспечение государственных гарантий
зарегистрированных прав. Иное использование указанных средств, в
том числе их зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации,
законом не предусмотрено.
Обжалуемое постановление было принято первым заместителем главы
администрации Томской области во исполнение и в соответствии с п.
2. ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Постановления
Правительства Российской Федерации от 26.02.1998 N 248 "Об
установлении максимального размера платы за государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за
предоставление информации о зарегистрированных правах".
Нормы Положения соответствуют пункту 21 Примерного положения об
учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 288, и
устанавливают порядок и формы внесения взимаемой на территории
Томской области платы за государственную регистрацию прав и за
предоставление информации о зарегистрированных правах.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" система государственной регистрации прав создается за счет
платы за регистрацию и предоставление информации о
зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных
законом источников. Согласно п. п. 22 и 23 Примерного положения об
учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним расходование средств
учреждения юстиции, образованных за счет указанных источников,
производится в соответствии со сметой, утверждаемой регистратором
прав, возглавляющим учреждение юстиции. Имущество учреждения
юстиции является собственностью субъекта Российской Федерации и
закрепляется за учреждением юстиции (одна из форм частичного
финансирования учреждения собственником) на праве оперативного
управления.
Указанные нормы содержатся и в п. п. 22 - 24 Положения о
Томском регистрационном центре, зарегистрированном 14.05.1998.
Доводы о том, что порядок взимания и использования платы за
государственную регистрацию прав, установленный п. п. 2.6, 2.8
Положения, подлежит приведению в соответствие с требованиями
бюджетного законодательства, правильно признаны судом
необоснованными. Порядок зачисления платы за регистрацию и
предоставление информации о зарегистрированных правах в бюджеты
субъектов противоречит ст. 11 Федерального закона "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним", Примерному положению об учреждениях юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, утвержденному Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.03.98 N 288, и не соответствует бюджетному
законодательству.
В соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации данный Кодекс регулирует отношения, возникающие между
субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования
доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе
составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы,
контроля за их исполнением.
Глава 6 (статьи 41 - 46), ст. ст. 55, 57 Бюджетного кодекса
Российской Федерации не предусматривают отнесение платы, указанной
в п. п. 2.6, 2.8 Положения, к неналоговым доходам бюджета субъекта
Российской Федерации, а также не устанавливают, что платежи,
поступающие за выполнение тех или иных государственных функций,
должны поступать в соответствующие бюджеты. Кроме того, в силу ч.
3 ст. 55 данного Кодекса иные неналоговые доходы поступают в
бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам,
устанавливаемым федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
Положения ст. ст. 1, 10 Федерального закона "О бюджетной
классификации Российской Федерации", приложения N 2 к данному
Закону не устанавливают иные неналоговые доходы, входящие в состав
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации является
группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, применяется
при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех
уровней. Довод протеста о том, что плата, взимаемая за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, относится к иным неналоговым доходам соответствующего
бюджета, не основан на нормах Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской
Федерации органы государственной власти субъектов Российской
Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие
бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Согласно ст. ст. 153, 154 Бюджетного кодекса РФ полномочия
законодательных органов и исполнительных органов власти
разграничены. Рассмотрение и утверждение бюджетов субъектов
Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 11 Кодекса
разрабатываются в форме законов, отнесены к полномочиям
законодательных органов субъекта Российской Федерации.
Закон Томской области "Об областном бюджете на 2001 г.",
принятый Государственной Думой Томской области 26.12.2000, не
предусматривает зачисления в бюджет указанной платы.
Исполнительные органы государственной власти осуществляют
исполнение бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на
утверждение законодательных (представительных) органов власти. Им
не предоставлено права решения вопросов о зачислении в областной
бюджет средств, получаемых в виде платы за государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за
предоставление информации о зарегистрированных правах.
Оспариваемые прокурором пункты Положения не регулируют вопросы
бюджетных правоотношений, не могут рассматриваться вне рамок
специального Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" и иных нормативных правовых актов по государственной
регистрации.
С учетом изложенного оспариваемые прокурором п. п. 2.6 и 2.8
Положения "О плате за государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации
о зарегистрированных правах", утвержденного постановлением первого
заместителя главы администрации Томской области от 02.09.98 N 310,
правильно признаны судом принятыми в соответствии с положениями
Федерального закона "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним", Постановлений Правительства
Российской Федерации, а также в пределах полномочий,
предоставленных федеральными нормативными правовыми актами органу
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Томского областного суда от 21 ноября 2001 г. оставить
без изменения, кассационный протест прокурора Томской области -
без удовлетворения.
|