СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(25 января 2002 года)
В соответствии с Постановлением Высшего Государственного
Совета Союзного государства от 2 апреля 2001 г. N 2 "О бюджете
Союзного государства на 2001 год" Совет Министров Союзного
государства постановляет:
1. Одобрить проект Порядка формирования и исполнения бюджета
Союзного государства.
2. Постоянному Комитету Союзного государства внести по
согласованию с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России
указанный проект Порядка на утверждение Высшего Государственного
Совета Союзного государства.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрен
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 25 января 2002 г. N 8
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Настоящий Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного
государства (далее - Порядок) является нормативно-правовым
документом Союзного государства и содержит основные положения,
регламентирующие работу по формированию и исполнению бюджета
Союзного государства.
1. Понятия и термины, применяемые в настоящем Порядке
В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия и
термины:
бюджет - форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций Союзного государства;
доходы бюджета - денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с
законодательством Союзного государства в распоряжение органов
государственной власти Союзного государства;
расходы бюджета - денежные средства, направляемые на
финансовое обеспечение задач и функций Союзного государства;
профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его
расходами;
бюджетный процесс - регламентируемая нормами права
деятельность органов государственной власти и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета,
утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его
исполнением;
бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении
доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение
бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и
составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Союзного
государства;
бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные
бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
орган, исполняющий бюджет - до образования финансового органа
Союзного государства - Постоянный Комитет Союзного государства
через федеральное казначейство Министерства финансов Российской
Федерации и государственное казначейство Министерства финансов
Республики Беларусь;
бюджетный кредит (бюджетный заем) - форма финансирования
бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств
юридическим лицам на возвратной и возмездной основе;
бюджетное учреждение - организация, деятельность которой
финансируется из бюджета Союзного государства;
программы Союзного государства (программы, подпрограммы,
проекты и мероприятия) - комплекс совместных мероприятий по
решению крупных сопряженных социально-экономических задач
Республики Беларусь и Российской Федерации, включающий в себя
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
технологических, производственных, организационно-хозяйственных и
других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их
осуществления.
2. Годовой бюджет
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который
соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
3. Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Союзного государства является
группировкой доходов и расходов бюджета Союзного государства.
Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей
бюджетов государств-участников Союзного государства.
Бюджетная классификация Союзного государства включает:
классификацию доходов бюджета Союзного государства;
функциональную классификацию расходов бюджета Союзного
государства;
экономическую классификацию расходов бюджета Союзного
государства;
ведомственную классификацию расходов бюджета Союзного
государства.
4. Классификация доходов бюджета Союзного государства
Классификация доходов бюджета Союзного государства является
группировкой доходов бюджета Союзного государства и основывается
на Договоре о создании Союзного государства и иных законодательных
актах Союзного государства, определяющих источники формирования
доходов бюджета Союзного государства.
Классификация доходов бюджета Союзного государства
подразделяется на группы, подгруппы, статьи, подстатьи,
объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их
получения.
5. Функциональная классификация расходов бюджета
Союзного государства
Функциональная классификация расходов бюджета Союзного
государства является группировкой расходов бюджета Союзного
государства и отражает направление бюджетных средств на выполнение
основных функций Союзного государства.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета
Союзного государства являются разделы, определяющие расходование
бюджетных средств на выполнение функций Союзного государства.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета
Союзного государства являются подразделы, конкретизирующие
направление бюджетных средств на выполнение функций Союзного
государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов бюджета Союзного
государства образует третий уровень функциональной классификации
расходов бюджета Союзного государства и отражает финансирование
расходов бюджета по конкретным направлениям деятельности главных
распорядителей средств бюджета в пределах подразделов
функциональной классификации расходов бюджета Союзного
государства.
Классификация видов расходов бюджета образует четвертый
уровень функциональной классификации расходов бюджета Союзного
государства и детализирует направления финансирования расходов
бюджета в пределах целевых статей.
6. Экономическая классификация расходов бюджета
Союзного государства
Экономическая классификация расходов бюджета Союзного
государства является группировкой расходов бюджета по их
экономическому содержанию.
7. Ведомственная классификация расходов бюджета
Союзного государства
Ведомственная классификация расходов бюджета Союзного
государства является группировкой расходов, отражающей
распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям
средств бюджета Союзного государства.
Перечень главных распорядителей средств бюджета Союзного
государства утверждается в структуре ведомственной классификации
расходов бюджета Союзного государства на соответствующий
финансовый год.
8. Принципы построения бюджета Союзного государства
Бюджет Союзного государства основан на принципах:
- полноты отражения доходов и расходов бюджета;
- сбалансированности (бездефицитности) бюджета;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- гласности;
- достоверности бюджета.
9. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает,
что все доходы и расходы бюджета и иные обязательные поступления,
определенные бюджетом Союзного государства, подлежат отражению в
бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.
10. Принцип сбалансированности (бездефицитности) бюджета
Принцип сбалансированности (бездефицитности) бюджета означает,
что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета
уполномоченные органы должны исходить из того, что бюджет не может
иметь дефицита.
11. Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов бюджета
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета
означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой
доходов бюджета.
Доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами
бюджета.
12. Принцип эффективности и экономности использования
бюджетных средств
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных
средств означает, что при составлении и исполнении бюджета
Союзного государства уполномоченные органы и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с использованием определенного
бюджетом объема средств.
13. Принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение
конкретных получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных целей.
14. Принцип гласности
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденного
бюджета и отчета о его исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных
сведений по решению законодательных органов Союзного государства;
обязательную открытость для общества и средств массовой
информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту
бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо
внутри законодательного органа Союзного государства, либо между
законодательным и исполнительным органами Союзного государства.
15. Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития Союзного государства и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
16. Формирование доходов бюджета Союзного государства
Доходы бюджета формируются в соответствии с Договором о
создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года за счет
следующих источников:
- неналоговые доходы;
- безвозмездные перечисления.
17. Неналоговые доходы
Неналоговые доходы включаются в доходную часть бюджета
Союзного государства в порядке и случаях, установленных Высшим
Государственным Советом по предложению Совета Министров Союзного
государства, одобренному Парламентом Союзного государства.
Неналоговые доходы включат в себя:
- доходы от использования имущества, находящегося в
собственности Союзного государства;
- средства, полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства,
полученные в возмещение вреда, причиненного Союзному государству и
иные суммы принудительного изъятия;
- доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями,
находящимися в введении органов и организаций исполнительной
власти Союзного государства;
- иные неналоговые доходы.
18. Доходы от использования имущества, находящегося
в собственности Союзного государства
- доходы от продажи имущества, находящегося в собственности
Союзного государства;
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за
сдачу во временное владение и пользование или во временное
пользование имущества, находящегося в собственности Союзного
государства;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
собственности Союзного государства, под залог, в доверительное
управление;
- плата за пользование бюджетными средствами на возвратной и
возмездной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
(складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или
дивидендов по акциям, принадлежащим Союзному государству.
19. Безвозмездные перечисления
- согласованные отчисления государств-участников Союзного
государства;
- перечисления от негосударственных организаций, физических и
юридических лиц, международных организаций и правительств
иностранных государств.
20. Зачисление доходов в бюджет Союзного государства
Неналоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента
списания денежных средств со счета плательщика в кредитной
организации.
Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с
момента совершения кредитной организацией операции по зачислению
(учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.
III. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
21. Составные части расходов бюджета Союзного государства
Расходы бюджета Союзного государства в зависимости от их
экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные
расходы.
Группировка расходов бюджета на текущие и капитальные
устанавливается экономической классификацией расходов бюджета
Союзного государства.
Средства от возврата бюджетных кредитов, в том числе средства,
получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного
получателями бюджетных кредитов органам исполнительной власти
Союзного государства в качестве обеспечения обязательств по
бюджетным кредитам, отражаются в составе расходов бюджета Союзного
государства со знаком "минус".
22. Капитальные расходы бюджета Союзного государства
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность,
включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в
действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии
с утвержденными программами, подпрограммами, проектами и
мероприятиями Союзного государства, средства, предоставляемые в
качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим
лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного)
ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством,
расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается
имущество, находящееся в собственности Союзного государства,
другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в
соответствии с экономической классификацией расходов бюджета
Союзного государства.
23. Текущие расходы бюджета Союзного государства
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета,
обеспечивающая текущее функционирование органов Союзного
государства, а также другие расходы бюджета, не включенные в
капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией
Союзного государства.
24. Формы расходов бюджета Союзного государства
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих
формах:
- ассигнований на содержание органов, бюджетных учреждений и
организаций Союзного государства;
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых
физическими и юридическими лицами по контрактам, заключенным в
соответствии с перечнем программ, подпрограмм, проектов и
мероприятий Союзного государства, принимаемых к финансированию из
бюджета Союзного государства на очередной финансовый год;
- бюджетных кредитов юридическим лицам-резидентам Республики
Беларусь и (или) Российской Федерации.
25. Расходы бюджетных учреждений Союзного государства
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства
исключительно на:
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми
договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной
платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в
соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской
Федерации;
оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным
контрактам;
оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными
сметами без заключения государственных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные
цели не допускается.
26. Финансирование расходов при выполнении условий
В бюджете могут определяться обязательные для исполнения
получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных
расходов, предусмотренных в бюджете.
Если получатель бюджетных средств не выполняет условий,
определенных бюджетом, уполномоченный орган Союзного государства
на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку
расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до
выполнения указанных условий.
27. Бюджетный кредит юридическим лицам резидентам
Российской Федерации и (или) Республики Беларусь
Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу
резиденту Российской Федерации и (или) Республики Беларусь с
учетом "Положения о порядке предоставления средств на возвратной и
возмездной основе юридическим лицам государств-участников Союзного
государства", утвержденного Постановлением Совета Министров
Союзного государства от 8 октября 2001 года N 27 и на основании
договора, заключенного в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации или Республики Беларусь
только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения
своего обязательства по возврату указанного кредита.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и
возвратности.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату
бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии,
поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных
ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов
предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств
должно иметь высокую степень ликвидности.
Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения
бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с
законодательствами Российской Федерации или Республики Беларусь.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита
является проведение предварительной проверки (анализа) финансового
состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом
Союзного государства или до его образования - Постоянным Комитетом
Союзного государства.
Указанный орган имеет право на проверку получателя бюджетного
кредита в любое время действия кредита. Указанные органы проводят
также проверку целевого использования бюджетного кредита.
При утверждении бюджета на очередной финансовый год
указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный
кредит, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на
срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по
субъектам использования бюджетных кредитов.
При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств
по бюджетному кредиту способами, предусмотренными в третьем абзаце
настоящей статьи, бюджетный кредит не предоставляется.
К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о
предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а
также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем
юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по
ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной и
возмездной основе.
Нарушение установленного порядка предоставления бюджетных
кредитов, а также принятие в обеспечение залога низкой ликвидности
является нарушением настоящего Порядка и основанием для
привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу
бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.
28. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций
предусматриваются в бюджете при условии включения их в программу,
подпрограмму, проект или мероприятие Союзного государства.
29. Резервный фонд Союзного государства
Средства Резервного фонда Союзного государства расходуются на
финансирование непредвиденных расходов.
Порядок формирования и расходования средств Резервного фонда
Союзного государства устанавливается Советом Министров Союзного
государства.
30. Новые виды расходов бюджета Союзного государства
Если принимается правовой акт, предусматривающий введение
новых видов расходов бюджета, которые до принятия бюджета не
финансировались, указанный правовой акт должен содержать нормы,
определяющие источники и порядок финансирования новых видов
расходов бюджета.
Финансирование новых видов расходов бюджета может
осуществляться только с начала очередного финансового года при
условии их включения в бюджет либо в текущем году после внесения
соответствующих изменений в бюджет при наличии соответствующих
источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при
сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
В случае, если правовые акты устанавливают бюджетные
обязательства, не предусмотренные в бюджете, применяется бюджет.
Если в процессе исполнения бюджета происходит увеличение
объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных в
бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в
первоочередном порядке направляются на финансирование расходов,
предусмотренных законодательными и нормативными актами, не
обеспеченными или обеспеченными частично (не в полной мере)
источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.
IV. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ
31. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят
финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы
государственного финансового контроля. Каждый орган имеет
собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним
полномочий.
Органом денежно-кредитного регулирования являются Центральный
банк Российской Федерации и Национальный банк Республики Беларусь.
Органами государственного финансового контроля Союзного
государства являются:
до создания Счетной палаты Союзного государства - Счетная
палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля
Республики Беларусь;
до создания контрольных и финансовых органов исполнительной
власти Союзного государства - Постоянный Комитет Союзного
государства, а также контрольные органы Российской Федерации и
Республики Беларусь.
Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть
возложено на иные исполнительные органы Союзного государства в
соответствии с законодательством Союзного государства.
32. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
Высший Государственный Совет Союзного государства;
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России;
Совет Министров Союзного государства;
Постоянный Комитет Союзного государства;
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного финансового контроля;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные
учреждения, государственные унитарные предприятия, другие
получатели бюджетных средств государств-участников Союзного
государства, а также кредитные организации, осуществляющие
отдельные операции со средствами бюджетов.
33. Бюджетные полномочия Высшего Государственного Совета
Союзного государства
Высший Государственный Совет Союзного государства утверждает
бюджет Союзного государства и годовые отчеты о его исполнении.
34. Бюджетные полномочия Парламентского Собрания
Союзного государства
Парламентское Собрание Союзного государства принимает бюджет
Союзного государства, осуществляет последующий контроль за
исполнением бюджета, формирует и определяет правовой статус
органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета Союзного
государства, осуществляет другие полномочия в соответствии с иными
правовыми актами бюджетного законодательства Союзного государства.
Парламентское Собрание Союзного государства не имеет права
создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные
функции по исполнению бюджета.
35. Бюджетные полномочия Совета Министров
Союзного государства
Совет Министров Союзного государства разрабатывает проект
бюджета Союзного государства, вносит его с необходимыми
документами и материалами в Парламентское Собрание Союзного
государства, обеспечивает и определяет порядок исполнения бюджета,
ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет
Парламентскому Собранию отчет об исполнении бюджета, осуществляет
другие полномочия, определенные иными правовыми актами бюджетного
законодательства Союзного государства.
36. Бюджетные полномочия Постоянного Комитета
Союзного государства
Постоянный Комитет Союзного государства разрабатывает проект
бюджета Союзного государства, организует исполнение бюджета
Союзного государства и готовит проекты отчетов о его исполнении.
Постоянный Комитет Союзного государства составляет бюджетную
роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по главным
распорядителям бюджетных средств и осуществляет возложенные на
него функции по исполнению бюджета Союзного государства.
Постоянный Комитет Союзного государства может быть уполномочен
Советом Министров Союзного государства представлять сторону
Союзного государства в договорах о предоставлении средств бюджета
на возвратной и возмездной основе.
37. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской
Федерации и Национального банка Республики Беларусь
Центральный банк Российской Федерации и Национальный банк
Республики Беларусь совместно с Советом Министров Союзного
государства разрабатывают и представляют на рассмотрение
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России основные
направления денежно-кредитной политики Союзного государства.
Центральный банк Российской Федерации и Национальный банк
Республики Беларусь обслуживают счета по учету средств бюджета
Союзного государства.
До создания единого эмиссионного центра Центральный банк
Российской Федерации и Национальный банк Республики Беларусь
осуществляют функции генерального агента по государственным ценным
бумагам Союзного государства.
38. Органы государственного финансового контроля
Союзного государства
Органы государственного финансового контроля, созданные
законодательным (представительным) органом Союзного государства
осуществляют контроль за исполнением бюджета Союзного государства,
проводят экспертизы проектов указанного бюджета, программ,
подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства.
Полномочия органов государственного финансового контроля
определяются Положением "О Счетной палате Союзного государства".
До создания Счетной палаты Союзного государства ее функции
осуществляют Счетная палата Российской Федерации и Комитет
государственного контроля Республики Беларусь.
39. Главный распорядитель бюджетных средств
Главные распорядители средств бюджета Союзного государства -
государственные органы исполнительной власти Республики Беларусь и
Российской Федерации, органы и организации Союзного государства,
определенные ведомственной классификацией расходов бюджета
Союзного государства.
Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы
доходов и расходов подведомственных получателей бюджетных средств.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет лимиты
бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных
средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет.
Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль
за целевым использованием бюджетных средств распорядителями
бюджетных средств и другими получателями бюджетных средств,
находящимися в их ведении, предоставлением ими отчетности об
использовании бюджетных средств.
Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет
в Постоянный Комитет Союзного государства сводный отчет об
исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов
и расходов.
40. Распорядитель бюджетных средств
Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти
Союзного государства, имеющий право распределять бюджетные
средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств распределяет лимиты бюджетных
обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и
направляет их в орган, исполняющий бюджет.
Распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и
расходов подведомственных получателей бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за
целевым использованием бюджетных средств получателями бюджетных
средств, находящимися в его ведении, предоставлением ими
отчетности об использовании бюджетных средств.
41. Ответственность главного распорядителя
и распорядителя бюджетных средств
Главный распорядитель бюджетных средств и распорядитель
бюджетных средств, отвечают за:
целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных
средств;
достоверность и своевременное представление установленной
отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
своевременное доведение лимитов бюджетных обязательств по
получателям и распорядителям бюджетных средств и в орган,
исполняющий бюджет;
утверждение смет доходов и расходов и доведение их до
подведомственных получателей бюджетных средств;
эффективное использование бюджетных средств;
соответствие иным требованиям законодательства Союзного
государства.
42. Получатель бюджетных средств
Получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная
организация, имеющие право на получение бюджетных средств в
соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
43. Права и обязанности получателей бюджетных средств
Получатели бюджетных средств имеют право на:
своевременное получение и использование бюджетных средств в
соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером;
своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях
и лимитах бюджетных обязательств;
Получатели бюджетных средств обязаны:
своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы,
подтверждающие право на получение бюджетных средств;
эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их
целевым назначением;
своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства,
предоставленные на возвратной основе;
своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование
бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
своевременно представлять отчет и иные сведения об
использовании бюджетных средств.
V. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
44. Общие положения
Составлению проекта бюджета предшествуют разработка прогнозов
дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного
государства, осуществление скоординированных действий по
совместному решению отдельных социально-экономических проблем,
представляющих взаимный интерес органов государственного
управления (исполнительной власти) и субъектов хозяйствования
Республики Беларусь и Российской Федерации.
45. Органы, осуществляющие составление проекта бюджета
Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива
Совета Министров Союзного государства.
Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет
Постоянный Комитет Союзного государства.
46. Программы Союзного государства
Необходимость разработки программ Союзного государства
определяется значимостью поставленных в них задач и эффективностью
их решения программным методом на основе использования
консолидированных бюджетных и внебюджетных финансовых источников,
материальных, научных и других ресурсов Союзного государства.
Программы Союзного государства должны быть направлены на
решение задач, определенных Договором о создании Союзного
государства, в том числе на решение фундаментальных
научно-исследовательских, социальных, экономических, культурных и
экологических проблем, создание инфраструктуры Союзного
государства, развитие отдельных производств, представляющих
взаимный интерес, для обеспечения государственных нужд Союзного
государства.
Государственными заказчиками программ Союзного государства
являются органы государственного управления (исполнительной
власти) Республики Беларусь и Российской Федерации.
Решение о разработке программы принимается Советом Министров
Союзного государства. Основанием для принятия решения о разработке
программы являются предложения инициаторов постановки проблемы с
соответствующими обоснованиями, согласованные с заинтересованными
министерствами и ведомствами государств-участников (в т.ч.
экономическими и финансовыми) и одобренные правительствами
Республики Беларусь и Российской Федерации.
Формирование перечня программ Союзного государства
осуществляется Постоянным Комитетом Союзного государства по
согласованию с экономическими и финансовыми органами
государств-участников.
Требования, предъявляемые к программам Союзного государства,
предлагаемым к утверждению и финансированию за счет бюджетных
средств, определяются Порядком их разработки и реализации,
утверждаемым Советом Министров Союзного государства.
47. Состав показателей, представляемых для рассмотрения
и утверждения в проекте бюджета Союзного государства
В проекте бюджета должны содержаться основные характеристики
бюджета.
К основным характеристикам бюджета относятся общий объем
доходов бюджета, общий объем расходов бюджета.
В проекте бюджета должны содержаться также следующие
показатели:
прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям
классификации доходов бюджета Союзного государства;
расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и
видам расходов функциональной классификации расходов бюджета
Союзного государства;
общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям
бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой
расходов бюджета;
перечень программ, подпрограмм, проектов и мероприятий
Союзного государства, принятых к финансированию из бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год, с распределением
бюджетных ассигнований по государственным заказчикам.
48. Порядок составления проекта бюджета
Союзного государства
Составление проекта бюджета Союзного государства
осуществляется Советом Министров Союзного государства и начинается
не позднее чем за 6 месяцев до начала очередного финансового года.
Постоянный Комитет Союзного государства осуществляет
разработку проекта бюджета Союзного государства на очередной
финансовый год.
В соответствии с Порядком разработки и реализации программ
Союзного государства государственный заказчик-координатор
программы совместно с другими государственными заказчиками
ежегодно в сроки, устанавливаемые Советом Министров Союзного
государства для разработки проекта бюджета на очередной финансовый
год, направляет в Постоянный Комитет Союзного государства, а также
экономические и финансовые органы государств-участников, бюджетные
заявки с обоснованиями на финансирование программ из бюджета
Союзного государства.
Органы и организации Союзного государства представляют в
Постоянный Комитет Союзного государства на согласование сметы
расходов на их содержание в разрезе статей экономической
классификации с расчетами и обоснованиями по каждой статье сметы.
Исходя из заявок государственных заказчиков-координаторов по
финансированию программ и расходов на содержание органов и
организаций Союзного государства, Постоянный Комитет Союзного
государства по согласованию с экономическими и финансовыми
органами государств-участников вносит предложения в Совет
Министров Союзного государства об объемах финансирования программ
и расходов на содержание органов и организаций Союзного
государства из бюджета Союзного государства в составе проекта
бюджета на соответствующий год.
Постоянный Комитет Союзного государства формирует проект
бюджета и направляет его в Совет Министров Союзного государства
для одобрения и внесения в Парламентское Собрание Союза Беларуси и
России.
VI. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
49. Основы рассмотрения и утверждения бюджета
Союзного государства
Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламентское
Собрание Советом Министров Союзного государства в сроки,
определенные настоящим Порядком.
50. Временное управление бюджетом
Если бюджет не вступил в силу с начала финансового года:
Постоянный Комитет Союзного государства правомочен
осуществлять расходование бюджетных средств на продолжение
финансирования программ Союзного государства по отдельному
перечню, согласованному с экономическими и финансовыми органами
государств-участников и утвержденному Советом Министров Союзного
государства, а также на содержание органов Союзного государства
при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти
цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой
ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной
двенадцатой - в расчете на месяц) по соответствующим разделам
функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета
Союзного государства;
Постоянный Комитет Союзного государства правомочен не
финансировать расходы, не предусмотренные проектом бюджета на
очередной финансовый год;
Если бюджет не вступил в силу через три месяца после начала
финансового года, Постоянный Комитет Союзного государства
правомочен осуществлять расходы и распределять доходы при
соблюдении условий, определенных вторым абзацем настоящей статьи.
Одновременно Постоянный Комитет Союзного государства
представляет в Федеральное казначейство Российской Федерации и
Государственное казначейство Республики Беларусь временную
бюджетную роспись, на основании которой осуществляется
финансирование программ, подпрограмм и мероприятий Союзного
государства по отдельному перечню, согласованному с экономическими
и финансовыми органами государств-участников и утвержденному
Советом Министров Союзного государства, а также расходов на
содержание органов Союзного государства по казначейской системе в
период временного управления бюджетом.
При этом Постоянный Комитет Союзного государства не имеет
права:
предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
предоставлять бюджетные средства на возвратной и возмездной
основе;
формировать Резервный фонд Союзного государства и осуществлять
расходы из этого фонда.
51. Внесение проекта бюджета Союзного государства
в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России
Проект бюджета Союзного государства вносится в Парламентское
Собрание Советом Министров Союзного государства в течение 15 дней
с даты принятия последнего из национальных бюджетов
государств-участников Союзного государства.
Одновременно с проектом бюджета представляются:
основные приоритеты бюджетно-финансовой политики Союзного
государства на очередной финансовый год;
отчет об исполнении бюджета за 1 полугодие текущего года;
прогноз ожидаемого исполнения бюджета Союзного государства на
текущий финансовый год;
справочная информация о программах, подпрограммах, проектах и
мероприятиях Союзного государства, финансирование которых
предусмотрено в проекте бюджета.
52. Порядок рассмотрения проекта бюджета
Союзного государства
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России рассматривает
проект бюджета Союзного государства на очередной финансовый год в
двух чтениях.
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России рассматривает
проект бюджета Союзного государства на очередной финансовый год в
первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в
Парламентское Собрание Советом Министров Союзного государства.
53. Предмет первого чтения
При рассмотрении Парламентским Собранием Союза Беларуси и
России проекта бюджета Союзного государства на очередной
финансовый год в первом чтении обсуждаются его основные
характеристики, к которым относятся:
доходы бюджета Союзного государства по группам, подгруппам и
статьям классификации доходов бюджетов Союзного государства;
общий объем расходов бюджета Союзного государства на очередной
финансовый год.
54. Рассмотрение в первом чтении проекта бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год
Парламентским Собранием Союза Беларуси и России
При рассмотрении в первом чтении проекта бюджета Союзного
государства на очередной финансовый год Парламентское Собрание
Союза Беларуси и России заслушивает доклад Совета Министров
Союзного государства и принимает решение о принятии или об
отклонении указанного проекта бюджета. В случае принятия
Парламентским Собранием Союза Беларуси и России указанного проекта
бюджета в первом чтении, утверждаются основные характеристики
бюджета Союзного государства, определенные пунктом 53 настоящего
Порядка.
При утверждении в первом чтении основных характеристик бюджета
Союзного государства Парламентское Собрание не имеет права
увеличивать доходы бюджета Союзного государства, если на эти
изменения отсутствует положительное заключение Совета Министров
Союзного государства.
55. Отклонение в первом чтении проекта бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год
В случае отклонения в первом чтении проекта бюджета Союзного
государства на очередной финансовый год Парламентское Собрание
Союза Беларуси и России может:
передать указанный проект бюджета в согласительную комиссию по
уточнению основных характеристик бюджета Союзного государства
(далее - согласительная комиссия), состоящую из представителей
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и представителей
исполнительных ветвей власти государств-участников и Союзного
государства для разработки согласованного варианта основных
характеристик бюджета Союзного государства на очередной финансовый
год в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в
заключении комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и
России по бюджету и финансам;
вернуть указанный проект бюджета в Совет Министров Союзного
государства на доработку.
56. Порядок работы согласительной комиссии
в случае отклонения Парламентским Собранием Союза
Беларуси и России в первом чтении проекта бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год
В случае отклонения в первом чтении проекта бюджета Союзного
государства на очередной финансовый год и передачи его в
согласительную комиссию в течение 10 дней, указанная комиссия
разрабатывает вариант основных характеристик бюджета Союзного
государства.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным
голосованием членов согласительной комиссии от Парламентского
Собрания Союза Беларуси и России и от исполнительной ветви власти
(далее - Стороны). Решение считается принятым Стороной, если за
него проголосовало большинство присутствующих на заседании
согласительной комиссии представителей данной Стороны. Результаты
голосования каждой Стороны принимаются за один голос. Решение
считается согласованным, если его поддержали обе Стороны. Решение,
против которого возражает хотя бы одна Сторона, считается
несогласованным.
По окончании работы согласительной комиссии Совет Министров
Союзного государства вносит на рассмотрение Парламентского
Собрания согласованные основные характеристики бюджета Союзного
государства на очередной финансовый год в соответствии со
вторым абзацем настоящего пункта.
Позиции, по которым Стороны не выработали согласованного
решения, вносятся на рассмотрение Парламентского Собрания Союза
Беларуси и России.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год принимается
постановление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России о
принятии в первом чтении проекта бюджета Союзного государства на
очередной финансовый год и об основных характеристиках бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год.
57. Возвращение проекта бюджета Союзного государства
в Совет Министров Союзного государства в случае его
отклонения в первом чтении Парламентским Собранием
Союза Беларуси и России
В случае отклонения Парламентским Собранием Союза Беларуси и
России в первом чтении проекта бюджета Союзного государства на
очередной финансовый год и возвращения его на доработку в Совет
Министров Союзного государства, Совет Министров Союзного
государства в течение 20 дней дорабатывает указанный проект
бюджета с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в
заключении Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам,
и вносит доработанный проект бюджета на повторное рассмотрение
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в первом чтении.
58. Рассмотрение во втором чтении проекта бюджета
Союзного государства на очередной финансовый год
При рассмотрении Парламентским Собранием Союза Беларуси и
России проекта бюджета Союзного государства на очередной
финансовый год во втором чтении утверждаются расходы бюджета
Союзного государства по разделам функциональной, ведомственной
классификации, перечней целевых статей и видов расходов бюджетов
Союзного государства в пределах общего объема расходов бюджета
Союзного государства, утвержденного в первом чтении.
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России рассматривает
во втором чтении указанный проект бюджета в течение 10 дней со дня
его принятия в первом чтении.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в
комиссию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по
бюджету и финансам поправки по расходам бюджета Союзного
государства по разделам функциональной, ведомственной
классификации, перечней целевых статей и видов расходов бюджета
Союзного государства, в соответствии с указанными поправками.
Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам
рассматривает данные поправки с участием представителей
исполнительных ветвей власти государств-участников.
Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам вносит
на рассмотрение Парламентского Собрания проект постановления
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России о принятии во
втором чтении проекта бюджета Союзного государства на очередной
финансовый год и о распределении расходов бюджета Союзного
государства на очередной финансовый год по разделам
функциональной, ведомственной классификации, перечней целевых
статей и видов расходов бюджета Союзного государства.
Позиции, по которым не выработано согласованное решение,
вносятся на рассмотрение Парламентского Собрания Союза Беларуси и
России.
Принятый Парламентским Собранием Союза Беларуси и России
бюджет Союзного государства на очередной финансовый год в течение
пяти дней со дня принятия передается на утверждение Высшего
Государственного Совета Союзного государства.
59. Внесение изменений и дополнений в бюджет
Союзного государства
Постоянный Комитет Союзного государства разрабатывает и
представляет на одобрение в Совет Министров Союзного государства
проекты постановлений Высшего Государственного Совета о внесении
изменений и дополнений в бюджет Союзного государства в части,
изменяющей основные характеристики бюджета Союзного государства и
распределение доходов и расходов бюджета Союзного государства по
разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов
бюджета Союзного государства.
Одобренные Советом Министров Союзного государства проекты
постановлений Высшего Государственного Совета о внесении изменений
и дополнений в бюджет Союзного государства направляются в
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
В случае отклонения Парламентским Собранием изменений и
дополнений в бюджет Союзного государства осуществляются процедуры
согласования, предусмотренные пунктами 56 - 58 настоящего Порядка.
Принятые Парламентским Собранием Союза Беларуси и России
изменения и дополнения в бюджет Союзного государства на очередной
финансовый год в течение пяти дней со дня их принятия передаются
на утверждение Высшего Государственного Совета Союзного
государства.
VII. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
60. Казначейское исполнение бюджета Союзного государства
В Союзном государстве устанавливается казначейское исполнение
бюджета.
Исполнение бюджета Союзного государства осуществляется через
органы федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации и органы государственного казначейства Министерства
финансов Республики Беларусь.
Порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы
федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации и органы государственного казначейства Министерства
финансов Республики Беларусь определен Постановлением Совета
Министров Союзного государства N 24 от 21 декабря 2000 года.
61. Бюджетная роспись
Бюджетная роспись составляется Постоянным Комитетом Союзного
государства по главным распорядителям бюджетных средств на основе
утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и
экономической классификацией расходов бюджета Союзного государства
с поквартальной разбивкой.
Бюджетная роспись утверждается Государственным секретарем
Союзного государства по согласованию с Министерством финансов
Российской Федерации и Министерством финансов Республики Беларусь
в течение 30 дней после утверждения бюджета Союзного государства.
Бюджетная роспись после утверждения передается на исполнение в
федеральное казначейство Министерства финансов Российской
Федерации и государственное казначейство Министерства финансов
Республики Беларусь и направляется для сведения в Парламентское
Собрание Союза Беларуси и России.
62. Исполнение бюджета по доходам
Исполнение бюджета по доходам предусматривает перечисление и
зачисление доходов на счет по учету средств бюджета Союзного
государства, открытому Главному управлению федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации и Главному
государственному казначейству Министерства финансов Республики
Беларусь, а также учет доходов и составление отчетности о доходах.
63. Основные этапы исполнения бюджета по расходам
Бюджет по расходам исполняется в пределах фактического наличия
бюджетных средств на счетах по учету средств бюджета Союзного
государства с соблюдением обязательных последовательно
осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
64. Санкционирование расходов бюджета
Союзного государства
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях
до главных распорядителей бюджетных средств;
утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных
средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных
обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
доведение объемов финансирования;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
65. Финансирование расходов бюджета Союзного государства
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных
средств.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания
денежных средств со счетов, открытых Главному управлению
федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации и Главному государственному казначейству Министерства
финансов Республики Беларусь в размере подтвержденных бюджетных
обязательств в пользу юридических лиц.
Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать
объему подтвержденных денежных обязательств.
66. Уведомление о бюджетных ассигнованиях
В течение 30 дней со дня утверждения бюджетной росписи орган,
исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех
нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.
Доведение показателей бюджетной росписи осуществляется в форме
уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия
утвержденного бюджета.
Уведомление о бюджетных ассигнованиях не предоставляет права
принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и
платежей.
67. Бюджетное обязательство
Бюджетное обязательство - принятая органом, исполняющим бюджет
обязанность совершить расходование средств бюджета в течение
определенного срока, возникающая в соответствии с бюджетом и
бюджетной росписью.
68. Утверждение и доведение лимитов
бюджетных обязательств
Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств,
определяемый и утверждаемый для распорядителя бюджетных средств
Постоянным Комитетом Союзного государства на период, не
превышающий три месяца.
Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей
бюджетных средств утверждаются Постоянным Комитетом Союзного
государства на основе проектов распределения, утвержденных
главными распорядителями бюджетных средств.
Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей
и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не
позднее, чем за пять дней до начала периода их действия.
69. Изменение лимитов бюджетных обязательств
Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема
бюджетных ассигнований в расчете на квартал, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случае
внесения изменений и дополнений в бюджет, определенных пунктом 59
настоящего Порядка, а также в случае блокировки расходов,
определенной пунктом 70 настоящего Порядка.
Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно и без
внесения изменений и дополнений в бюджет, если орган, исполняющий
бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов бюджетных
обязательств. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить
предоставление лимита бюджетных обязательств распорядителям и
получателям бюджетных средств на период до трех месяцев. При этом
отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10
процентов бюджетных ассигнований, установленных на квартал, в
котором производится отсрочка бюджетных обязательств.
Уполномоченный исполнительный орган, распорядители бюджетных
средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и
получателей бюджетных средств изменения лимитов бюджетных
обязательств не позднее чем за пять дней до начала периода
действия измененных лимитов бюджетных обязательств.
Изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть
произведено после истечения половины срока их действия.
70. Блокировка расходов бюджета
Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных
обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ
в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные
ассигнования в соответствии с бюджетом выделялись главному
распорядителю бюджетных средств или другому получателю бюджетных
средств на выполнение определенных условий, однако к моменту
составления лимитов бюджетных обязательств, либо подтверждения
принятых бюджетных обязательств, эти условия оказались
невыполненными.
Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении
органом, исполняющим бюджет, и органами финансового контроля
фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению
Постоянного Комитета Союзного государства на любом этапе
исполнения бюджета.
Блокировке могут быть подвергнуты:
расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их
финансирование было связано условиями, определенными настоящим
Порядком либо бюджетом;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого
использования.
Постоянный Комитет Союзного государства отменяет решение о
блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного
распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных
средств только после выполнения последним условий, невыполнение
которых повлекло блокировку расходов.
71. Принятие платежных обязательств бюджета
Союзного государства
Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных
обязательств по осуществлению расходов и платежей путем
составления платежных и иных документов, необходимых для
совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них
лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
72. Подтверждение платежных обязательств бюджета
Союзного государства
Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных
средств после проверки соответствия составленных платежных и иных
документов, необходимых для совершения расходов, требованиям
настоящего Порядка, утвержденным сметам доходов и расходов
бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Перечень и формы документов, представляемых в орган,
исполняющий бюджет, для подтверждения денежных обязательств,
утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.
Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру
подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех
дней с момента представления платежных документов совершает
разрешительную надпись.
Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут
превышать лимиты бюджетных обязательств.
Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать
объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные
обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств
только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить
принятые денежные обязательства.
Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить
принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих
случаях:
при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям
настоящего Порядка;
при несоответствии принятых денежных обязательств бюджету,
доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных
обязательств;
при несоответствии принятых бюджетных обязательств
утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
при блокировке расходов.
Должностные лица органа, исполняющего бюджет, несут
ответственность за:
превышение сроков, указанных в абзаце 3 настоящего пункта;
неподтверждение принятых денежных обязательств при отсутствии
обязательств, указанных в абзаце 4 настоящего пункта;
подтверждение принятых денежных обязательств и совершение
разрешительной надписи, если имели место обстоятельства, указанные
в абзаце 4 настоящего пункта.
73. Бюджетный учет
Все доходы бюджета и расходы бюджета, а также операции,
осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному
учету, основывающемуся на планах счетов принятых в
государствах-участниках Союзного государства.
Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет.
74. Завершение бюджетного года
Финансовый год завершается 31 декабря.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие
31 декабря.
Принятие денежных обязательств после 25 декабря не
допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть
завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.
До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан
оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.
Остатки средств от перечисленных долевых взносов
государств-участников в бюджет Союзного государства на счетах
Союзного государства, не использованные до 31 декабря очередного
финансового года, подлежат перечислению в национальные бюджеты
государств-участников Союзного государства в порядке,
установленном Советом Министров Союзного государства.
75. Отчетность об исполнении бюджета
Главные распорядители, распорядители и получатели средств
бюджета Союзного государства представляют в Постоянный Комитет и
соответствующие органы национальных казначейств финансовые отчеты
об использовании средств бюджета Союзного государства по формам,
утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации и
Министерством финансов Республики Беларусь в порядке,
применительно к отчетности об исполнении федерального бюджета
Российской Федерации и республиканского бюджета Республики
Беларусь.
Формы отчетности, порядок их заполнения и сроки представления
распорядителями средств бюджета Союзного государства
согласовываются с национальными казначействами и утверждаются
Постоянным Комитетом Союзного государства.
Главное управление федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации и Главное государственное
казначейство Министерства финансов Республики Беларусь
представляют в Постоянный Комитет в согласованные сроки
ежемесячные, квартальные и годовые отчеты об операциях по
исполнению соответствующей части бюджета Союзного государства в
российских рублях для консолидации указанной отчетности по формам,
утвержденным Постоянным Комитетом Союзного государства.
Отчет об исполнении бюджета готовит Постоянный Комитет
Союзного государства в соответствии с утвержденным Порядком и
вносит его на согласование в Совет Министров Союзного государства.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в Совете
Министров Союзного государства может быть назначена внутренняя
проверка указанного отчета.
Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета
осуществляется Министерством финансов Российской Федерации и
Министерством финансов Республики Беларусь.
76. Рассмотрение отчета об исполнении бюджета
Парламентским Собранием
Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в
соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией,
которые применялись при утверждении бюджета.
Отчет об исполнении бюджета представляется Советом Министров
Союзного государства в Парламентское Собрание Союзного государства
вместе со следующими документами и материалами:
Пояснительная записка к отчету;
Отчет о предоставлении и возврате бюджетных кредитов;
Отчет о предоставленных гарантиях;
Отчет о расходовании средств Резервного фонда Союзного
государства.
До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета
Парламентским Собранием может проводится внешняя проверка
указанного отчета.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется
до создания Счетной палаты Союзного государства Счетной палатой
Российской Федерации и Комитетом государственного контроля
Республики Беларусь.
Представительный орган принимает решение по отчету об
исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного
отчета, проведенной соответствующими контрольными органами.
77. Проведение внешней проверки отчета об исполнении
федерального бюджета
Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного
контроля Республики Беларусь проводят проверку отчета об
исполнении бюджета Союзного государства за отчетный финансовый год
и готовят заключение об исполнении бюджета Союзного государства в
течение 4,5 месяцев после представления Советом Министров Союзного
государства указанного отчета в Парламентское Собрание, используя
материалы и результаты проведенных проверок.
78. Заключение Счетной палаты Российской Федерации
и Комитета государственного контроля Республики Беларусь
Заключение Счетной палаты Российской Федерации и Комитета
государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета
Министров Союзного государства об исполнении бюджета включает:
заключение по каждому разделу и подразделу функциональной
классификации расходов бюджета Союзного государства и по каждому
главному распорядителю средств бюджета с указанием выявленных сумм
нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов
государственной власти или получателей бюджетных средств,
принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и
должностных лиц казначейств государств-участников, допустивших
осуществление таких платежей;
заключение по каждому разделу и подразделу функциональной
классификации расходов бюджета Союзного государства и по каждому
главному распорядителю бюджетных средств, по которым выявлено
расходование средств бюджета сверх утвержденных бюджетных
ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием
руководителей органов государственной власти или получателей
бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц
казначейств государств-участников, допустивших осуществление таких
платежей;
заключение по каждому выявленному случаю финансирования
расходов, не предусмотренных в бюджете Союзного государства либо
бюджетной росписью, с указанием руководителей органов
государственной власти или получателей бюджетных средств,
принявших указанные решения, и должностных лиц казначейств
государств-участников, допустивших осуществление таких платежей;
анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов,
заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов
с нарушением требований настоящего Порядка.
79. Рассмотрение отчета об исполнении бюджета
Союзного государства Парламентским Собранием
Парламентское Собрание рассматривает отчет об исполнении
бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной
палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля
Республики Беларусь.
По итогам рассмотрения Парламентским Собранием отчета об
исполнении бюджета и заключений Счетной палаты Российской
Федерации и Комитета государственного контроля Республики
Беларусь, отчет в пятидневный срок направляется на утверждение в
Высший Государственный Совет.
VIII. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
80. Формы финансового контроля,
осуществляемого законодательным (представительным)
органом Союзного государства
Законодательный (представительный) орган Союзного государства
осуществляет следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения
проекта бюджета и иных проектов решений по бюджетно-финансовым
вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов
исполнения бюджета на заседаниях комитетов и комиссий
законодательных органов Союзного государства в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджета.
Контроль законодательных органов Союзного государства
предусматривает право соответствующих законодательных органов на:
получение от исполнительных органов Союзного государства
необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
получение от участников бюджетного процесса оперативной
информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
создание собственных контрольных органов (Счетная палата
Союзного государства) для проведения внешнего аудита бюджета;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджет
Союзного государства.
Исполнительные органы Союзного государства обязаны
предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления
парламентского контроля законодательным органам Союзного
государства в пределах их компетенции по бюджетным вопросам,
установленным Договором о создании Союзного государства, настоящим
Порядком и иными нормативными правовыми актами Союзного
государства.
81. Финансовый контроль, осуществляемый
исполнительными органами Союзного государства
Финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами
Союзного государства, осуществляют соответствующие органы Главного
управления федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации, Главного государственного казначейства
Министерства финансов Республики Беларусь, Постоянный Комитет
Союзного государства, главные распорядители и распорядители
бюджетных средств.
Формы и порядок осуществления финансового контроля
исполнительными органами Союзного государства устанавливаются
настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Союзного
государства.
82. Финансовый контроль, осуществляемый Главным
управлением федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации, Главным государственным
казначейством Министерства финансов Республики Беларусь
и Постоянным Комитетом Союзного государства
Главное управление федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации, Главное государственное
казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и
Постоянный Комитет Союзного государства осуществляют
предварительный и текущий контроль за ведением операций с
бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других
участников бюджетного процесса по исполнению бюджета Союзного
государства, взаимодействуют с другими исполнительными органами
Союзного государства в процессе осуществления указанного контроля
и координируют их работу.
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство
финансов Республики Беларусь организуют финансовый контроль и
проверки юридических лиц - получателей бюджетных кредитов.
83. Финансовый контроль, осуществляемый главными
распорядителями, распорядителями бюджетных средств
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств
осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных
средств получателями бюджетных средств в части обеспечения
целевого использования и своевременного возврата бюджетных
средств, а также представления отчетности и внесения платы за
пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки
подведомственных бюджетных учреждений.
IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
84. Нарушение бюджетного законодательства
Союзного государства
Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение установленных
настоящим Порядком процедур составления и рассмотрения проекта
бюджета, утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением
бюджета, признается нарушением бюджетного законодательства,
которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
85. Меры, применяемые к нарушителям
бюджетного законодательства
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены
следующие меры:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени;
иные меры в соответствии с настоящим Порядком, законами и
другими правовыми актами Союзного государства.
86. Основания применения мер принуждения за нарушение
бюджетного законодательства Союзного государства
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного
законодательства Союзного государства являются:
неисполнение бюджета Союзного государства;
нецелевое использование бюджетных средств;
неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных
средств;
неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных
средств;
несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям
бюджетных средств;
несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета
получателей бюджетных средств;
несвоевременное представление отчетов и других сведений,
связанных с исполнением бюджета;
несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств
уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств
уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
несоответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях,
уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам
и бюджетной росписи;
несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета и иных
поступлений в бюджет Союзного государства;
несвоевременное исполнение платежных документов на
перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета;
несвоевременное представление проектов бюджета и отчета об
исполнении бюджета;
несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств,
несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным
обязательствам;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
финансирование расходов в размерах, превышающих размеры,
включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных
обязательств;
иные основания в соответствии с настоящим Порядком и законами
Союзного государства.
|