ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2002 г. N А56-25146/01
(Извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Евромикс" (далее -
ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району
Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) о признании недействительным
решения от 27.08.01 N 914/06 и об обязании ответчика возместить из
бюджета 581215 рублей налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) по экспорту за май 2001 года.
Решением от 16.10.01 суд удовлетворил иск ООО на основании
пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ).
Апелляционная инстанция постановлением от 19.11.01 отклонила
доводы жалобы ИМНС и оставила решение суда без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу
судебные акты и отказать ООО в иске. По мнению налогового органа,
обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального
и процессуального права, поскольку в ходе проверки представленных
ООО документов, проведенной в соответствии с требованиями приказа
Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99 (далее - Приказ УМНС N 99),
установлено невыполнение некоторыми поставщиками истца обязанности
перед бюджетом по уплате сумм НДС.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени
слушания дела, однако представитель ООО в судебное заседание не
явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы
кассационной жалобы, пояснив, что не оспаривает факта уплаты
истцом сумм НДС поставщикам экспортируемых товаров, как и факта
реального экспорта этих товаров.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы
ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и
процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела ООО своевременно представило в ИМНС
декларацию по налоговой ставке 0% за май 2001 года, а также
предусмотренные статьей 165 НК РФ документы для подтверждения
права на возмещение 581215 рублей НДС. В результате проведенной
налоговым органом камеральной проверки представленных истцом
документов ИМНС признала правомерным применение ООО в указанный
период ставки 0% (акт проверки от 16.08.01). Однако, ссылаясь на
положения Приказа УМНС N 99 и отсутствие с 01.10.2000 отчетности
поставщика истца - ООО "Агрострой", ИМНС признала необоснованным
предъявление ООО к возмещению (зачету) сумм НДС за май 2001 года.
Принятым по результатам проверки решением от 27.08.01 N 914/06
ИМНС начислила истцу 581215 рублей НДС, обязав перечислить
указанную сумму в федеральный бюджет.
Однако право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета,
а также условия реализации этого права установлены статьей 165 НК
РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права
налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров
(работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно
названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в
отношении операций по реализации товаров (работ, услуг),
предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а
также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с
пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета
(возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной
в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей
165 названного кодекса. Возмещение производится не позднее трех
месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой
декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов,
предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС
налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию
по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК
РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится
возмещение налога. В свою очередь, налоговый орган в соответствии
с пунктом 4 статьи 176 НК РФ в течение указанного срока должен
проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и
налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем
зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью
или частично) в возмещении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат
суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при
приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС при
экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты
поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом
реального экспорта этих товаров, который подтверждается
документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также
представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке
0%.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС
не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет
поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые
являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена
обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при
предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая обязанность установлена
только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случав возврата товаров
продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.
Согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ возмещение налога
производится не позднее трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей
165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм
налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому
несостоятелен довод ИМНС об отсутствии подтверждения уплаты в
бюджет налога поставщиком истца, а тем более довод о
непредставлении ООО "Агрострой" отчетности в налоговый орган.
В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять
налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и
сборах возложена на налоговые органы. В случае неисполнения
обязанности по уплате налога поставщиками или производителями
экспортных товаров, которые являются самостоятельными
налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке,
установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о
принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить
формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных
при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера,
предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Также несостоятельна, по мнению кассационной инстанции,
ссылка ИМНС на положения Приказа УМНС N 99, который в силу статей
1 и 4 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах.
В данном случае ООО выполнило предусмотренные пунктом 4
статьи 176 НК РФ условия возмещения НДС при экспорте товаров
(работ, услуг), что подтверждается материалами дела. Поскольку
ИМНС не оспаривает правомерности применения истцом налоговой
ставки 0% и налоговых вычетов, суд обоснованно признал
недействительным решение налогового органа от 27.08.01 N 914/06,
принятое с нарушением прав налогоплательщика и норм главы
21 НК РФ, и обязал ответчика на основании пункта 4 статьи 176 НК
РФ возместить ООО 581215 рублей НДС по экспорту за май 2001 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит
оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а принятые по делу
судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение от 16.10.01 и постановление апелляционной инстанции от
19.11.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области по делу N А56-25146/01 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без
удовлетворения.
|