ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2002 г. N А56-29824/01
(Извлечение)
Акционерное общество открытого типа "ЭлектроРадиоАвтоматика"
(далее - АООТ) обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) о признании
недействительным решения от 01.10.2001 N 16/22849 и об обязании
ответчика зачесть 998802 рубля налога на добавленную стоимость
(далее - НДС) по экспорту за июнь 2000 года в счет погашения
недоимки по этому налогу по внутреннему рынку.
Решением от 21.11.2001 суд удовлетворил иск АООТ на основании
пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации
от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее -
Закон "О НДС"), а также пункта 22 Инструкции Госналогслужбы
Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда,
принятое, по ее мнению, с нарушением положений статьи 1 Закона "О
НДС". При этом налоговый орган считает, что в случае неуплаты НДС
одним из поставщиков или производителей экспортируемых товаров
(работ, услуг) прерывается процесс формирования общих платежей, из
которых происходит возмещение НДС экспортеру, а следовательно,
"сумма налога, подлежащая возмещению, еще не стала налогом и
возмещать ее нет оснований".
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы
кассационной жалобы, а представитель АООТ просил оставить ее без
удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов налогового
органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы
ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и
процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 19.09.2001 N 165 ИМНС провела выездную
налоговую проверку правомерности предъявления АООТ к возмещению
сумм НДС по экспорту за июнь 2000 года. В ходе проверки истец
представил предусмотренные пунктом 22 Инструкции N 39 документы
для обоснования экспортной льготы по НДС, что налоговый орган не
оспаривает. Однако, ссылаясь на положения приказа Управления
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Санкт-Петербургу от 15.02.2000 N 99 (далее - Приказ УМНС N 99),
ИМНС признала неправомерным предъявление АООТ к возмещению 998802
рублей НДС по экспорту, поскольку "отсутствуют документы,
подтверждающие уплату НДС поставщиками - производителями товаров".
Принятым по результатам проверки решением от 01.10.2001
N 16/22849 ИМНС обязала АООТ восстановить предъявленный к
возмещению в июне 2000 года НДС в сумме 998802 рублей и внести
исправления в бухгалтерскую отчетность.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно
удовлетворил исковые требования АООТ, признав недействительным
указанное решение ИМНС, которое принято с нарушением прав
налогоплательщика и норм законодательства о налогах и сборах.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также
условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона "О
НДС", действовавшей до 01.01.2001. Порядок реализации права
налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров
(работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС".
Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по
товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически
отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога,
исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая
разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается
за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня
получения расчета за соответствующий отчетный период.
Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в
пунктах 19 - 22 Инструкции N 39, изданной на основании статьи 10
названного закона. Согласно пункту 21 Инструкции N 39 при
освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1
статьи 5 Закона "О НДС" возмещение НДС, фактически уплаченного
поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные
работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера
документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень
которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет)
НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты
поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном
пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом реального экспорта
этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными
пунктом 22 Инструкции N 39.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС
не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет
поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые
являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена
обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при
предъявлении сумм НДС к возмещению. Согласно пункту 3 статьи 7
Закона "О НДС" возникшая у налогоплательщика отрицательная разница
по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается
за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня
получения расчета за соответствующий отчетный период", а не с
момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам
товаров (работ, услуг). При этом источником возмещения НДС
являются "общие платежи налогов", а не суммы НДС, уплаченные
поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг).
Кассационная инстанция считает несостоятельной и ссылку ИМНС
на Приказ УМНС N 99, который в силу статей 1 и 4 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не относится к
законодательству о налогах и сборах, но разъясняет налоговым
органам дополнительные условия возмещения НДС. В силу статей 32,
82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за
соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на
налоговые органы. В случае неисполнения обязанности по уплате
налога поставщиками или производителями экспортных товаров,
которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые
органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ,
решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем
самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм
НДС, уплаченных при экспорте товаров, и реализацию прав
экспортера, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 и
пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС".
Поскольку ИМНС не оспаривает факт уплаты истцом сумм НДС
поставщикам товаров и факт реализации этих товаров на экспорт, у
ответчика отсутствовали основания для начисления истцу 998802
рублей НДС по экспорту за июнь 2000 года и тем более для отказа в
зачете этой суммы налога в счет погашения недоимки по этому налогу
по внутреннему рынку.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит
оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает
законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 21.11.2001 по делу N А56-29824/01 оставить без
изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району
Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
|