ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2002 года
Дело N 1-Г01-117
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Хаменкова В.Б.,
Пирожкова В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 17 января 2002 г. дело по
кассационной жалобе администрации Архангельской области на решение
Архангельского областного суда от 20 ноября 2001 года, которым
удовлетворено заявление прокурора Архангельской области о
признании недействительными некоторых положений постановления
администрации Архангельской области от 25 июня 2001 г. N 294 "Об
утверждении списка льготного отпуска лекарственных средств".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., объяснения представителя департамента
здравоохранения администрации Архангельской области Груничевой
Н.Ф., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение
прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей
решение суда по существу оставить без изменения, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Архангельской области обратился в Архангельский
областной суд с заявлением о признании незаконными пунктов 1 и 2
постановления администрации Архангельской области от 25 июня 2001
г. N 294 "Об утверждении списка льготного отпуска лекарственных
средств", ссылаясь на их противоречие федеральному
законодательству.
Решением суда от 20 ноября 2001 года заявление прокурора
удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация Архангельской области
просит Верховный Суд Российской Федерации об отмене решения,
считая его незаконным и необоснованным, и вынесении нового решения
об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его
правильным.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации
любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они
не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно п. 8 ст. 33 Устава Архангельской области нормативные
правовые акты органов государственной власти Архангельской области
по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в
силу не ранее чем через десять дней после их официального
опубликования.
Судом установлено, что оспариваемое прокурором постановление
администрации Архангельской области от 25 июня 2001 г. N 294 "Об
утверждении списка льготного отпуска лекарственных средств",
являясь нормативным правовым актом органа государственной власти
Архангельской области по вопросу защиты прав и свобод человека и
гражданина, официально для всеобщего сведения не опубликовано.
В связи с этим суд сделал правильный вывод о том, что
оспариваемые прокурором положения названного выше постановления
администрации области не могут влечь правовых последствий и
являются недействительными.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 5 и 7 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья N 5487-1
от 22 июля 1993 г. к ведению Российской Федерации в вопросах
охраны здоровья граждан относится установление льгот отдельным
группам населения в лекарственном обеспечении. К ведению областей
РФ отнесено установление дополнительных льгот в таком обеспечении.
Установив, что в утвержденный постановлением администрации
области Список льготного отпуска лекарственных средств (п. 1
постановления) не включен ряд лекарственных средств, содержащихся
в федеральных нормативных правовых актах, а условия выписывания
льготных рецептов (п. 2 постановления) ограничены по сравнению со
случаями выписывания таких рецептов, установленными п. 2
Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999
г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно
необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о
некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными
средствами", суд правильно указал и на то, что данные положения
противоречат федеральному закону.
Доводы администрации области о том, что взамен не вошедших в
Список лекарственных средств включены новые, более эффективные
лекарственные средства, правильно оценены судом как
необоснованные, поскольку право изменять установленный федеральным
законодательством перечень лекарственных средств, отпускаемых
населению на льготных условиях, области в силу указанных выше
положений Основ законодательства РФ об охране здоровья не
предоставлено.
Ссылка в жалобе на то, что III раздел Инструкции "О порядке
назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них"
(утверждена приказом Минздрава РФ от 23.08.1999 г. N 328)
выписывания льготных рецептов в отдельных случаях, связанных с
необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, не
содержит, следовательно, субъект РФ вправе в соответствии с п.
3.12 данной Инструкции определять порядок выписывания таких
рецептов в случаях, не оговоренных в Инструкции, является
несостоятельной.
Согласно ст. 44 Основ законодательства РФ об охране здоровья
порядок обеспечения граждан лекарственными средствами на льготных
условиях устанавливается Правительством РФ.
Выписывание льготных рецептов в отдельных случаях, связанных с
необходимостью предоставления срочной медицинской помощи,
предусмотрено в п. 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 8 апреля 1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении
граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными
средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения
граждан лекарственными средствами".
В связи с этим ограничение субъектом РФ прав граждан на
льготное обеспечение лекарственными средствами, установленных
нормативными правовыми актами РФ, является неправомерным.
Иных правовых доводов, по которым могло бы быть отменено
решение суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Архангельского областного суда от 20 ноября 2001 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации
Архангельской области - без удовлетворения.
|