Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.01.2002 N 03-51-5ИН/23-03 ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                 от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
   
                     ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
               И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
                В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
   
       Министерство направляет    для    использования    в    работе
   методическое  письмо  "Об  интегрированном  воспитании  и обучении
   детей с  отклонениями  в  развитии  в  дошкольных  образовательных
   учреждениях".
       Письмо подготовлено   с   участием   специалистов    Института
   коррекционной педагогики РАО.
   
                                          Первый заместитель Министра
                                                          В.А.БОЛОТОВ
   
   
   
   
   
   
                          МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
   
                     ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
               И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
                В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
   
       Демократические преобразования   в   обществе  и  эволюционное
   развитие системы специального образования способствовали появлению
   и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения
   детей  с   отклонениями   в   развитии   совместно   с   нормально
   развивающимися   сверстниками.  В  настоящее  время  в  Российской
   Федерации интегрированное воспитание и обучение детей  значительно
   расширилось.    Однако   необходимо   придать   данному   процессу
   организованный  характер,  обеспечив  каждому  ребенку,   имеющему
   отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную
   для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных
   образовательных  учреждений интегрированного воспитания и обучения
   позволяет  расширить  охват  детей  необходимой   коррекционно   -
   педагогической   и   медико   -  социальной  помощью,  максимально
   приблизить ее к месту  жительства  ребенка,  обеспечить  родителей
   (законных  представителей)  консультативной  поддержкой,  а  также
   подготовить  общество  к   принятию   человека   с   ограниченными
   возможностями.
       Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу
   для  выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым
   и специальным образованием,  преодолевая барьеры и  делая  границы
   между  ними  прозрачными.  При  этом  за каждым ребенком,  имеющим
   отклонения    в    развитии,    сохраняется    необходимая     ему
   специализированная психолого - педагогическая помощь и поддержка.
       Особое внимание  важно  уделять   интеграции   детей   раннего
   возраста,  которая способствует достижению ребенком с отклонениями
   равного или близкого по возрастной норме уровня общего и  речевого
   развития  и  позволяет  ему  на более раннем этапе своего развития
   влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
       В системе  дошкольного образования России эта форма обучения и
   воспитания  детей  с  отклонениями  в  развитии  должна  учитывать
   современные   российские   социально   -   экономические  условия,
   особенности  отечественной   системы   образования   и   полностью
   исключать  "механическое  копирование"  зарубежных моделей.  Кроме
   того,  интеграция не должна осуществляться стихийно,  она возможна
   лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее -
   ДОУ) соответствующего материально  -  технического,  программно  -
   методического  и  кадрового обеспечения.  Только совокупность этих
   условий обеспечивает полноценную,  грамотно организованную систему
   интегрированного  воспитания  и  обучения  детей  с отклонениями в
   развитии.  В этой связи наиболее адекватные условия для проведения
   целенаправленной  работы по интегрированному воспитанию и обучению
   дошкольников   созданы   в   ДОУ    комбинированного    вида    (с
   функционирующими  компенсирующими группами и сложившимся кадровым,
   программно   -   методическим   и   материально   -    техническим
   обеспечением).
       Дошкольное образовательное  учреждение  комбинированного  вида
   может   организовать   интегрированное   воспитание   и   обучение
   определенной   категории   воспитанников,   например,   совместное
   воспитание   и   обучение  нормально  слышащих  детей  и  детей  с
   нарушениями  слуха,  детей  с  нормальным  и  нарушенным  зрением,
   нормально  развивающихся и детей с задержкой психического развития
   и  т.п.  В  каждом   ДОУ   комбинированного   вида   целесообразно
   предусмотреть  условия  для оказания коррекционной помощи детям со
   сложными нарушениями развития.  Таким образом,  даже  в  небольшом
   населенном  пункте (особенно в сельской местности),  имеющем всего
   три - пять ДОУ,  может быть  организовано  воспитание  и  обучение
   практически  всех  категорий дошкольников,  что ведет к увеличению
   охвата  нуждающихся  детей   специализированной   коррекционно   -
   педагогической  помощью  и  делает  дошкольное  образование  более
   доступным.
       В соответствии   с   п.  5  Типового  положения  о  дошкольном
   образовательном    учреждении,    утвержденного     Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  01.07.95  N  677,  в ДОУ
   комбинированного вида  могут  быть  организованы  общеразвивающие,
   компенсирующие,  оздоровительные группы в разном сочетании. Однако
   в  настоящее  время,  в   переходный   период   развития   системы
   специального   образования,   в  силу  социально  -  экономических
   преобразований в  обществе,  а  также  постоянно  увеличивающегося
   количества  детей  с  отклонениями  в  развитии  особо  актуальной
   становится  проблема  поиска  новых,  эффективных  форм   оказания
   коррекционной психолого - педагогической помощи нуждающимся детям.
   Одной из таких форм является организация  в  ДОУ  комбинированного
   вида  смешанных групп,  где одновременно воспитываются и обучаются
   нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в
   развитии   (по   профилю   функционирующих   в   учреждении  групп
   компенсирующего   вида).   Смешанные   группы   финансируются   по
   нормативам,   соответствующим   нормативам   финансирования  групп
   компенсирующего вида.
       Комплектование смешанной  группы  осуществляется  по заявлению
   родителей (законных  представителей)  и  на  основании  заключения
   психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий. При
   этом общая наполняемость группы  сокращается;  две  трети  состава
   группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития
   в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с
   тем или иным отклонением (например,  с нарушениями слуха,  зрения,
   опорно  -  двигательного   аппарата,   интеллекта   -   умственной
   отсталостью в степени дебильности) <*> либо дети раннего возраста,
   не  имеющие  выраженных  первичных  отклонений  в   развитии,   но
   отстающие  от  возрастной  нормы  (в  том числе дети с нарушениями
   эмоционально - волевой сферы).
       --------------------------------
       <*> Не рекомендуется создавать смешанные группы  для  детей  с
   нарушениями  речи.  Это связано с тем,  что данная категория детей
   уже практически  находится  в  условиях  интеграции.  Кроме  того,
   система  специальной логопедической помощи предусматривает занятия
   с    логопедом    в    детской    поликлинике,    в     логопункте
   общеобразовательного учреждения,  а также кратковременное обучение
   детей  с   фонетико   -   фонематическими   нарушениями   речи   в
   логопедических группах ДОУ в течение 0,5 - 1 года.
   
       Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного
   отклонения в развитии и  возраста  ребенка  (см.  таблицу).  Общая
   наполняемость   смешанной   группы   уменьшается  (в  сравнении  с
   наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном
   образовательном учреждении).
   
   ----------------------T------------------------------------------¬
   ¦    Вид нарушения    ¦        Количество детей в группе         ¦
   ¦                     +--------------------T---------------------+
   ¦                     ¦  ясельная группа   ¦младшая - подготови- ¦
   ¦                     ¦                    ¦тельная группа       ¦
   ¦                     +---------T----------+----------T----------+
   ¦                     ¦дети с   ¦нормально ¦дети с    ¦нормально ¦
   ¦                     ¦отклоне- ¦развиваю- ¦отклоне-  ¦развиваю- ¦
   ¦                     ¦ниями    ¦щиеся дети¦ниями     ¦щиеся дети¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦Глухие               ¦    2    ¦     8    ¦     3    ¦     8    ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦Слабослышащие        ¦    3    ¦     8    ¦     4    ¦     8    ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦Слепые               ¦    2    ¦     6    ¦     3    ¦     6    ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------¦
   ¦Слабовидящие         ¦    3    ¦     8    ¦     4    ¦    10    ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦С амблиопией и       ¦    5    ¦    10    ¦     5    ¦    10    ¦
   ¦косоглазием          ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦Легкая форма ДЦП     ¦    4    ¦     8    ¦     4    ¦    10    ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦Другие нарушения     ¦    6    ¦    10    ¦     6    ¦    12    ¦
   ¦опорно -             ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦двигательного        ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦аппарата             ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦С задержкой          ¦    4    ¦    10    ¦     5    ¦    12    ¦
   ¦психического развития¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦С нарушением         ¦    5    ¦    10    ¦     5    ¦    10    ¦
   ¦интеллекта           ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦(неосложненная форма ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦олигофрении в степени¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦дебильности)         ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   +---------------------+---------+----------+----------+----------+
   ¦Не имеющие выраженных¦    6    ¦    12    ¦     6    ¦    12    ¦
   ¦первичных отклонений ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦в развитии, но       ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦отстающие от         ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦возрастной нормы (в  ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦т.ч. с нарушениями   ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦эмоционально -       ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   ¦волевой сферы)       ¦         ¦          ¦          ¦          ¦
   L---------------------+---------+----------+----------+-----------
   
       При организации   смешанной  группы  необходимо  предусмотреть
   решение ряда специфических задач:
       - осуществление     ранней,     полноценной    социальной    и
   образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии
   в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий
   для разнообразного  общения  детей  в  дошкольном  образовательном
   учреждении;
       - проведение   коррекционно   -   педагогической,   медико   -
   психологической и социальной работы с детьми,  имеющими отклонения
   в развитии;
       - оказание необходимой коррекционно - педагогической поддержки
   воспитанникам,  не  имеющим  выраженных  первичных  отклонений   в
   развитии, но отстающим от возрастной нормы;
       - обучение родителей (законных представителей)  педагогическим
   технологиям  сотрудничества  со своим ребенком,  приемам и методам
   его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
       Содержание образовательного  процесса   в   смешанной   группе
   определяется  программой  дошкольного  образования  и специальными
   (коррекционными) программами с учетом индивидуальных  особенностей
   воспитанников     (возраста,     структуры    нарушения,    уровня
   психофизического  развития  и  т.п.).   Педагогический   коллектив
   самостоятелен   в   выборе   программ   из  комплекса  вариативных
   общеразвивающих и коррекционных программ.  На каждого воспитанника
   группы составляется индивидуальная программа развития.
       Организационными формами  работы  смешанной  группы   являются
   фронтальные  и  подгрупповые  занятия  с  воспитанниками,  а также
   занятия малыми подгруппами (по  2  -  3  ребенка),  индивидуальные
   занятия.  При  этом воспитатели проводят занятия в первую половину
   дня  с  нормально  развивающимися  воспитанниками,  а  во   вторую
   половину  дня - со всеми воспитанниками группы.  По такой же схеме
   проводятся физкультурные и музыкальные занятия.  При необходимости
   воспитанники    с    отклонениями    в   развитии   обеспечиваются
   индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию
   и музыкальным руководителем.
       Для организации работы смешанной группы в  штат  ДОУ  вводится
   должность  (одна ставка) учителя - дефектолога (в группу с детьми:
   с нарушениями  слуха  -  сурдопедагога,  с  нарушениями  зрения  -
   тифлопедагога,   с  нарушением  интеллекта  -  олигофренопедагога;
   должность учителя  -  логопеда  может  вводиться  в  дополнение  к
   должности  учителя - дефектолога,  например,  в группу для детей с
   нарушениями зрения,  интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками
   смешанной   группы   привлекаются   также   педагог   -  психолог,
   музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре, ЛФК,
   а   также   необходимый   медицинский   и  обслуживающий  персонал
   (например,    сурдотехник,    медицинская    сестра),     педагоги
   дополнительного  образования.  При  этом  максимальное  количество
   времени следует отводить на  коррекционно  -  развивающие  занятия
   учителя - дефектолога и  педагога  -  психолога.   Рекомендации по
   организации    деятельности   педагогического   и   обслуживающего
   персонала   смешанных  групп,  а  также   Перечень   рекомендуемой
   документации содержатся в Приложениях 1, 2.
       В зависимости  от  степени  выраженности и сложности структуры
   нарушения,  продвижения ребенка  в  процессе  обучения  и  желания
   родителей  (законных  представителей)  обучение в смешанной группе
   может  осуществляться  1  -  2  года  или  до  его  поступления  в
   общеобразовательное учреждение.
       В конце каждого года обучения  психолого  -  педагогическая  и
   медико  -  педагогическая  комиссии  по  результатам  обследования
   воспитанников  группы  дают  рекомендации  о   дальнейших   формах
   обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
       В случае,  если на проведение занятий в  группе  затрачивается
   дополнительное  время  состоящих  в штате специалистов,  оплата их
   труда производится за фактически отработанное время.
       Таким образом,  ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить
   для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию  в  той
   степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе
   развития.
       Проведение целенаправленной   работы  по  интеграции  детей  с
   отклонениями  в  развитии  в  коллектив  здоровых  сверстников   и
   возможное   в   связи   с  этим  расширение  сети  комбинированных
   дошкольных учреждений  не  означает  упразднения  ранее  созданных
   дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.  Более
   того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном
   воспитании  и  обучении той части детей с отклонениями в развитии,
   которая находится в условиях полной  интеграции.  Эти  дети  могут
   получать   квалифицированную  коррекционную  помощь  через  группы
   кратковременного  пребывания  (письмо  Минобразования  России  "Об
   организации   в   дошкольных   образовательных  учреждениях  групп
   кратковременного пребывания для детей с отклонениями  в  развитии"
   от 26.06.99 N 129/23-16).
       В подготовке  данного  материала  активное  участие  принимали
   сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
              И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА СМЕШАННОЙ ГРУППЫ
   
            1. Деятельность учителя - дефектолога (логопеда,
           олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
   
       Основным, ведущим  специалистом,  проводящим  и координирующим
   коррекционно - педагогическую работу в группе,  является учитель -
   дефектолог.  Содержание  его  деятельности аналогично деятельности
   учителя  -  дефектолога   групп   компенсирующего   вида.   Однако
   организация  коррекционно  -  педагогического процесса в смешанной
   группе имеет некоторые особенности. Так, учитель - дефектолог:
       - планирует  (совместно  с другими специалистами) и организует
   целенаправленную интеграцию детей  с  отклонениями  в  развитии  в
   группе, в ДОУ;
       - консультирует   воспитателей,   музыкального   руководителя,
   инструктора   по   физической  культуре,  социального  педагога  и
   педагога  дополнительного  образования  по  вопросам   организации
   коррекционно  -  педагогического  процесса  и  взаимодействия всех
   детей группы;  помогает в отборе содержания и методики  проведения
   совместных занятий;
       - координирует  коррекционную  психолого  -  педагогическую  и
   медицинскую  помощь  детям  с  отклонениями  в развитии;  проводит
   совместные   занятия   с   другими   специалистами    (музыкальным
   руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
       - ведет необходимую документацию (Приложение 2).
       Учитель - дефектолог  проводит  фронтальные  и  индивидуальные
   занятия  с  воспитанниками,  имеющими  отклонения  в  развитии или
   отстающими от возрастной нормы,  а также подгрупповые и  групповые
   занятия,   объединяя  нормально  развивающихся  детей  и  детей  с
   отклонениями в развитии.  При необходимости дети  с  ограниченными
   возможностями  здоровья  (отклонениями  в развитии) обеспечиваются
   дополнительно индивидуальными  занятиями  или  занятиями  в  малой
   группе  - по 2 - 3 человека.  Длительность таких занятий не должна
   превышать 10 - 15 минут.
   
                      2. Деятельность воспитателя
   
       Деятельность воспитателя     смешанной    группы    аналогична
   деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп  и
   направлена    на    обеспечение    всестороннего   развития   всех
   воспитанников.  Особенностями   организации   работы   воспитателя
   смешанной группы являются:
       - планирование (совместно с учителем - дефектологом и  другими
   специалистами)  и  проведение  фронтальных занятий со всей группой
   детей,  включая  воспитанников   с   ограниченными   возможностями
   здоровья (отклонениями в развитии);
       - планирование   (совместно   с   другими   специалистами)   и
   организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
       - соблюдение преемственности в работе с другими  специалистами
   по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей
   с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
       - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с
   отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
       - консультирование родителей (законных представителей) детей с
   отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
       - ведение необходимой документации (Приложение 2).
   
                  3. Деятельность педагога - психолога
   
       Деятельность педагога  -  психолога  направлена  на сохранение
   психического здоровья каждого воспитанника группы.  В его  функции
   входят:
       - психологическое обследование воспитанников;
       - участие   в  составлений  индивидуальных  программ  развития
   (воспитания и обучения ребенка  в  условиях  семьи  и  дошкольного
   образовательного учреждения);
       - проведение  индивидуальной  и  подгрупповой  коррекционно  -
   психологической работы с воспитанниками;
       - динамическое    психолого    -    педагогическое    изучение
   воспитанников;
       - проведение консультативной работы с родителями  по  вопросам
   воспитания ребенка в семье;
       - осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
       - консультирование персонала группы;
       - заполнение отчетной документации (Приложение 2).
   
               4. Деятельность музыкального руководителя
   
       Деятельность музыкального руководителя направлена на  развитие
   музыкальных   способностей,   эмоциональной   сферы  и  творческой
   деятельности  воспитанников.  Особенностями  работы   музыкального
   руководителя в смешанной группе являются:
       - взаимодействие со специалистами  ДОУ  (группы)  по  вопросам
   организации   совместной  деятельности  всех  детей  на  занятиях,
   праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
       - проведение  занятий  со  всеми  воспитанниками группы (в том
   числе совместно с другими специалистами:  учителем - дефектологом,
   педагогом - психологом, инструктором по физической культуре);
       - консультирование родителей  по  использованию  в  воспитании
   ребенка музыкальных средств;
       - ведение соответствующей документации.
   
           5. Деятельность инструктора по физической культуре
   
       Деятельность инструктора  по физической культуре направлена на
   сохранение и  укрепление  здоровья  всех  детей  и  их  физическое
   развитие,  пропаганду  здорового образа жизни.  В смешанной группе
   организация его работы предусматривает:
       - проведение  (в  том числе совместно с другими специалистами)
   индивидуальных,  подгрупповых  и  фронтальных  занятий  со   всеми
   воспитанниками   с   учетом   их  психофизических  возможностей  и
   индивидуальных особенностей;
       - планирование  совместной  деятельности воспитанников группы;
   подготовку и проведение общих  спортивных  праздников,  досугов  и
   развлечений;
       - оказание консультационной поддержки  родителям  по  вопросам
   физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
       - регулирование   (совместно   с   медицинскими    работниками
   образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
       - ведение необходимой документации.
   
                  6. Деятельность социального педагога
   
       Направлена на     обеспечение     социального     благополучия
   воспитанников и их семей.  К специфике организации  его  работы  в
   смешанной группе относятся:
       - осуществление    преемственности    между    образовательным
   учреждением и семьей воспитанников;
       - участие   в    изучении    воспитанников    и    составлении
   индивидуальных программ развития;
       - консультирование   родителей   по   вопросам    формирования
   адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
       - изучение социальных условий развития и воспитания ребенка  в
   семье;
       - взаимодействие с педагогами,  специалистами служб социальной
   защиты,  благотворительными  организациями  по  вопросам  оказания
   социальной помощи воспитанникам;
       - осуществление  комплекса  мероприятий  по  социальной защите
   воспитанников группы;
       - выявление интересов,  потребностей, трудностей, отклонений в
   поведении воспитанников и  своевременное  оказание  им  социальной
   помощи;
       - ведение  необходимой  документации  и  составление  в  конце
   учебного года аналитического отчета о работе за год.
   
          7. Деятельность педагога дополнительного образования
   
       Деятельность педагога дополнительного образования, работающего
   с воспитанниками смешанной группы, направлена на:
       - изучение воспитанников с отклонениями в развитии  и  участие
   (совместно  с  другими специалистами) в составлении индивидуальных
   программ развития;
       - выявление  творческих  способностей воспитанников,  создание
   условий, способствующих их развитию;
       - проведение   индивидуальных,   подгрупповых   и  фронтальных
   занятий со всеми воспитанниками группы;
       - осуществление     тесного     взаимодействия    с    другими
   специалистами;
       - консультирование   родителей  (законных  представителей)  по
   вопросам  развития  творческих  способностей  ребенка  в  условиях
   семьи;
       - ведение необходимой документации  и  представление  в  конце
   учебного года отчета о проделанной работе.
   
                      8. Деятельность сурдотехника
   
       Направлена на    обеспечение     технического     обслуживания
   стационарной звукоусиливающей аппаратуры,  индивидуальных слуховых
   аппаратов.  Консультирует  родителей  по  вопросам   использования
   звукоусиливающей  аппаратуры  в домашних условиях и приспособления
   бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.
   
                 9. Деятельность медицинского персонала
   
       При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с
   отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская
   помощь.
       9.1. Врач - невропатолог
       Обследует состояние     нервно    -    психического    статуса
   воспитанников учреждения (группы) и  при  необходимости  назначает
   лечение;  следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников
   в процессе коррекционно - педагогического воздействия  и  дозирует
   допустимую   для   каждого  воспитанника  нагрузку;  консультирует
   родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья
   ребенка.
       9.2. Врач - офтальмолог
       Обследует зрение   воспитанников,   назначает   курс  лечения,
   определяет зрительную и  физическую  нагрузку,  дает  рекомендации
   другим  специалистам  и  родителям по вопросам офтальмологического
   лечения  воспитанников  и  организации  взаимодействия  лечения  с
   коррекционно - педагогической работой.
       9.3. Медицинская сестра
       По медицинским     показаниям     осуществляет    плеопто    -
   ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с
   другими  специалистами  определяет  нагрузку  воспитанников группы
   интегрированного обучения и воспитания.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
                       РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
            ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИНТЕГРИРОВАННОМ
                   ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
                        С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИИ
   
       В настоящее время перечень необходимой документации,  форма ее
   ведения  определяются  как  органом  управления  образованием,  на
   территории  которого  находится данное образовательное учреждение,
   так  и  самим  образовательным  учреждением   в   зависимости   от
   реализуемой   образовательной   программы.   Представленный   ниже
   перечень разработан на  основе  многолетнего  практического  опыта
   педагогических работников ДОУ и систематизирован.
   
            1. Документация учителя - дефектолога (логопеда,
           сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
   
       1. Личное дело каждого воспитанника.
       2. План организации совместной деятельности всех воспитанников
   группы (учреждения).
       3. Планы     (перспективные;    календарные    индивидуальных,
   подгрупповых и фронтальных занятий).
       4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются
   структура  дефекта,  направления  коррекционно  -   педагогической
   работы и т.д.).
       5. Тетрадь  для  записей  рекомендаций   разным   специалистам
   (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
       6. Тетрадь   для   родителей   ребенка    с    индивидуальными
   рекомендациями.
       В конце учебного года составляются характеристика  на  каждого
   воспитанника  и  аналитический  отчет  о результатах коррекционной
   работы.
   
                      2. Документация воспитателей
   
       1. План организации совместной деятельности всех воспитанников
   группы.
       2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
       3. Тетрадь передачи детей.
       4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
       5. Дневник   наблюдений   за  детьми  (определяется  целями  и
   задачами   образовательной   программы,   реализуемой   в   данном
   учреждении).
       В конце учебного  года  воспитатель  участвует  в  составлении
   характеристики  на  каждого  воспитанника  группы и аналитического
   отчета по результатам коррекционно - педагогической работы.
   
                  3. Документация педагога - психолога
   
       В соответствии   с   приложением   к   инструктивному   письму
   Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения
   педагогом - психологом являются:
       1. Карта психологического обследования воспитанников.
       2. План работы педагога - психолога.
       3. Заключение        по        результатам        проведенного
   психодиагностического обследования.
       4. Журнал консультаций педагога - психолога.
       5. Карта психолого - медико - социальной помощи ребенку.
       6. Журнал    коррекционной    работы    (отражает     динамику
   коррекционного обучения).
       7. Программа коррекционно - развивающих занятий.
       8. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.
       При необходимости   могут   вводиться   дополнительные   формы
   отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал
   учета групповых форм работы, программа работы педагога - психолога
   с группой и т.д.).
   
               4. Документация музыкального руководителя
   
       1. Планы     (перспективные    и    календарные)    проведения
   индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
       2. План организации и проведения совместной деятельности детей
   на музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п.
       3. Аналитический отчет о результатах работы за год.
   
           5. Документация инструктора по физической культуре
   
       1. Планы     (перспективные    и    календарные)    проведения
   индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
       2. План  организации  и  проведения совместной деятельности на
   физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.
       3. Аналитический отчет о работе за учебный год.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz