МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Министерство направляет для использования в работе
методическое письмо "Об интегрированном воспитании и обучении
детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных
учреждениях".
Письмо подготовлено с участием специалистов Института
коррекционной педагогики РАО.
Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Демократические преобразования в обществе и эволюционное
развитие системы специального образования способствовали появлению
и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения
детей с отклонениями в развитии совместно с нормально
развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской
Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно
расширилось. Однако необходимо придать данному процессу
организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему
отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную
для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных
образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения
позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно -
педагогической и медико - социальной помощью, максимально
приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
(законных представителей) консультативной поддержкой, а также
подготовить общество к принятию человека с ограниченными
возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу
для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым
и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы
между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим
отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему
специализированная психолого - педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего
возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями
равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого
развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития
влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и
воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать
современные российские социально - экономические условия,
особенности отечественной системы образования и полностью
исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме
того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна
лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее -
ДОУ) соответствующего материально - технического, программно -
методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих
условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему
интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в
развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения
целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению
дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с
функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым,
программно - методическим и материально - техническим
обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
может организовать интегрированное воспитание и обучение
определенной категории воспитанников, например, совместное
воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с
нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением,
нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития
и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно
предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со
сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом
населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего
три - пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение
практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению
охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно -
педагогической помощью и делает дошкольное образование более
доступным.
В соответствии с п. 5 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ
комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие,
компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако
в настоящее время, в переходный период развития системы
специального образования, в силу социально - экономических
преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося
количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной
становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания
коррекционной психолого - педагогической помощи нуждающимся детям.
Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного
вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются
нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в
развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп
компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по
нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп
компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) и на основании заключения
психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий. При
этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава
группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития
в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с
тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения,
опорно - двигательного аппарата, интеллекта - умственной
отсталостью в степени дебильности) <*> либо дети раннего возраста,
не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но
отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями
эмоционально - волевой сферы).
--------------------------------
<*> Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с
нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей
уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того,
система специальной логопедической помощи предусматривает занятия
с логопедом в детской поликлинике, в логопункте
общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение
детей с фонетико - фонематическими нарушениями речи в
логопедических группах ДОУ в течение 0,5 - 1 года.
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного
отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая
наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с
наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении).
----------------------T------------------------------------------¬
¦ Вид нарушения ¦ Количество детей в группе ¦
¦ +--------------------T---------------------+
¦ ¦ ясельная группа ¦младшая - подготови- ¦
¦ ¦ ¦тельная группа ¦
¦ +---------T----------+----------T----------+
¦ ¦дети с ¦нормально ¦дети с ¦нормально ¦
¦ ¦отклоне- ¦развиваю- ¦отклоне- ¦развиваю- ¦
¦ ¦ниями ¦щиеся дети¦ниями ¦щиеся дети¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Глухие ¦ 2 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 8 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Слабослышащие ¦ 3 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 8 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Слепые ¦ 2 ¦ 6 ¦ 3 ¦ 6 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------¦
¦Слабовидящие ¦ 3 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 10 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦С амблиопией и ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦косоглазием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Легкая форма ДЦП ¦ 4 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 10 ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Другие нарушения ¦ 6 ¦ 10 ¦ 6 ¦ 12 ¦
¦опорно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦двигательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аппарата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦С задержкой ¦ 4 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 12 ¦
¦психического развития¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦С нарушением ¦ 5 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦интеллекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(неосложненная форма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦олигофрении в степени¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дебильности) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+----------+----------+----------+
¦Не имеющие выраженных¦ 6 ¦ 12 ¦ 6 ¦ 12 ¦
¦первичных отклонений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в развитии, но ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отстающие от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦возрастной нормы (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦т.ч. с нарушениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эмоционально - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦волевой сферы) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+---------+----------+----------+-----------
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть
решение ряда специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и
образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии
в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий
для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном
учреждении;
- проведение коррекционно - педагогической, медико -
психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения
в развитии;
- оказание необходимой коррекционно - педагогической поддержки
воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в
развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим
технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам
его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе
определяется программой дошкольного образования и специальными
(коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня
психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив
самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных
общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника
группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются
фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также
занятия малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка), индивидуальные
занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину
дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую
половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме
проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости
воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются
индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию
и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится
должность (одна ставка) учителя - дефектолога (в группу с детьми:
с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения -
тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога;
должность учителя - логопеда может вводиться в дополнение к
должности учителя - дефектолога, например, в группу для детей с
нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками
смешанной группы привлекаются также педагог - психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК,
а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал
(например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги
дополнительного образования. При этом максимальное количество
времени следует отводить на коррекционно - развивающие занятия
учителя - дефектолога и педагога - психолога. Рекомендации по
организации деятельности педагогического и обслуживающего
персонала смешанных групп, а также Перечень рекомендуемой
документации содержатся в Приложениях 1, 2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры
нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания
родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе
может осуществляться 1 - 2 года или до его поступления в
общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого - педагогическая и
медико - педагогическая комиссии по результатам обследования
воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах
обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается
дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их
труда производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить
для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той
степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе
развития.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с
отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и
возможное в связи с этим расширение сети комбинированных
дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более
того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном
воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии,
которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут
получать квалифицированную коррекционную помощь через группы
кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об
организации в дошкольных образовательных учреждениях групп
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии"
от 26.06.99 N 129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принимали
сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА СМЕШАННОЙ ГРУППЫ
1. Деятельность учителя - дефектолога (логопеда,
олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно - педагогическую работу в группе, является учитель -
дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности
учителя - дефектолога групп компенсирующего вида. Однако
организация коррекционно - педагогического процесса в смешанной
группе имеет некоторые особенности. Так, учитель - дефектолог:
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует
целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в
группе, в ДОУ;
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре, социального педагога и
педагога дополнительного образования по вопросам организации
коррекционно - педагогического процесса и взаимодействия всех
детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения
совместных занятий;
- координирует коррекционную психолого - педагогическую и
медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит
совместные занятия с другими специалистами (музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
- ведет необходимую документацию (Приложение 2).
Учитель - дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные
занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или
отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые
занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с
отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными
возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются
дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой
группе - по 2 - 3 человека. Длительность таких занятий не должна
превышать 10 - 15 минут.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична
деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и
направлена на обеспечение всестороннего развития всех
воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя
смешанной группы являются:
- планирование (совместно с учителем - дефектологом и другими
специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой
детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья (отклонениями в развитии);
- планирование (совместно с другими специалистами) и
организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами
по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с
отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с
отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации (Приложение 2).
3. Деятельность педагога - психолога
Деятельность педагога - психолога направлена на сохранение
психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции
входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлений индивидуальных программ развития
(воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного
образовательного учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно -
психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого - педагогическое изучение
воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам
воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации (Приложение 2).
4. Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие
музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой
деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального
руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам
организации совместной деятельности всех детей на занятиях,
праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том
числе совместно с другими специалистами: учителем - дефектологом,
педагогом - психологом, инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании
ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на
сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое
развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе
организация его работы предусматривает:
- проведение (в том числе совместно с другими специалистами)
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми
воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и
индивидуальных особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы;
подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и
развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам
физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками
образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации.
6. Деятельность социального педагога
Направлена на обеспечение социального благополучия
воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в
смешанной группе относятся:
- осуществление преемственности между образовательным
учреждением и семьей воспитанников;
- участие в изучении воспитанников и составлении
индивидуальных программ развития;
- консультирование родителей по вопросам формирования
адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в
семье;
- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной
защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания
социальной помощи воспитанникам;
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите
воспитанников группы;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в
поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной
помощи;
- ведение необходимой документации и составление в конце
учебного года аналитического отчета о работе за год.
7. Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования, работающего
с воспитанниками смешанной группы, направлена на:
- изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие
(совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных
программ развития;
- выявление творческих способностей воспитанников, создание
условий, способствующих их развитию;
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных
занятий со всеми воспитанниками группы;
- осуществление тесного взаимодействия с другими
специалистами;
- консультирование родителей (законных представителей) по
вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях
семьи;
- ведение необходимой документации и представление в конце
учебного года отчета о проделанной работе.
8. Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания
стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых
аппаратов. Консультирует родителей по вопросам использования
звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления
бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.
9. Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с
отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская
помощь.
9.1. Врач - невропатолог
Обследует состояние нервно - психического статуса
воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает
лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников
в процессе коррекционно - педагогического воздействия и дозирует
допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует
родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья
ребенка.
9.2. Врач - офтальмолог
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения,
определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации
другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического
лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с
коррекционно - педагогической работой.
9.3. Медицинская сестра
По медицинским показаниям осуществляет плеопто -
ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с
другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы
интегрированного обучения и воспитания.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИНТЕГРИРОВАННОМ
ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ РАЗВИТИИ
В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее
ведения определяются как органом управления образованием, на
территории которого находится данное образовательное учреждение,
так и самим образовательным учреждением в зависимости от
реализуемой образовательной программы. Представленный ниже
перечень разработан на основе многолетнего практического опыта
педагогических работников ДОУ и систематизирован.
1. Документация учителя - дефектолога (логопеда,
сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
1. Личное дело каждого воспитанника.
2. План организации совместной деятельности всех воспитанников
группы (учреждения).
3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных,
подгрупповых и фронтальных занятий).
4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются
структура дефекта, направления коррекционно - педагогической
работы и т.д.).
5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам
(воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными
рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого
воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной
работы.
2. Документация воспитателей
1. План организации совместной деятельности всех воспитанников
группы.
2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
3. Тетрадь передачи детей.
4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и
задачами образовательной программы, реализуемой в данном
учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении
характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического
отчета по результатам коррекционно - педагогической работы.
3. Документация педагога - психолога
В соответствии с приложением к инструктивному письму
Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения
педагогом - психологом являются:
1. Карта психологического обследования воспитанников.
2. План работы педагога - психолога.
3. Заключение по результатам проведенного
психодиагностического обследования.
4. Журнал консультаций педагога - психолога.
5. Карта психолого - медико - социальной помощи ребенку.
6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику
коррекционного обучения).
7. Программа коррекционно - развивающих занятий.
8. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.
При необходимости могут вводиться дополнительные формы
отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал
учета групповых форм работы, программа работы педагога - психолога
с группой и т.д.).
4. Документация музыкального руководителя
1. Планы (перспективные и календарные) проведения
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности детей
на музыкальных занятиях, досугах и праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о результатах работы за год.
5. Документация инструктора по физической культуре
1. Планы (перспективные и календарные) проведения
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности на
физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о работе за учебный год.
|