ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2002 г. N 2322-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 125085-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 125085-3 "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального
закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", внесенный
Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2001 г. N 5010п-П12
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российском Федерации
проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и
21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
N 125085-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702)
следующие изменения:
1. Абзац девятый статьи 5 изложить в следующей редакции:
"определение порядка осуществления государственной экспертизы
условий труда;".
2. Абзац десятый статьи 6 изложить в следующей редакции:
"организация и проведение государственной экспертизы условий
труда, сертификации работ по охране труда в организациях;".
3. В статье 21:
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется
федеральным органом исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими
вопросами охраны труда.
2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6
и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" подготовлен в целях реализации Федерального закона "Об
основах охраны труда в Российской Федерации" в части осуществления
государственной экспертизы условий труда.
Разработка указанного законопроекта обусловлена необходимостью
изменить предмет правительственного регулирования, изложенного в
пункте 2 статьи 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в
Российской Федерации", которым предусмотрено утверждение
Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской
государственной экспертизе условий труда.
В настоящее время государственная экспертиза условий труда на
федеральном уровне осуществляется подразделением, входящим в
структуру Департамента условий и охраны труда Минтруда России,
положение о котором утверждается министерством. Утверждение
Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской
государственной экспертизе условий труда не требуется.
В то же время статьей 5 Федерального закона "Об основах охраны
труда в Российской Федерации" предусмотрено, что формирование
органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда
(включая субъекты Российской Федерации), и определение порядка
деятельности указанных органов относится к полномочиям органов
государственной власти Российской Федерации, что не согласуется с
Конституцией Российской Федерации. При этом статьей 6 данного
Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны труда отнесена организация
государственной экспертизы условий труда работников вместо
организации и проведения этой деятельности на территории субъекта
Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" о государственной экспертизе
условий труда вызывают противоречия правового характера и создают
сложности в реализации статей 5, 6 и 21 Закона.
Для разрешения сложившейся ситуации предлагается рассматривать
государственную экспертизу условий труда как систему деятельности
на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. При
таком подходе государственная экспертиза условий труда должна
осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Разработанный законопроект позволит определить порядок
осуществления государственной экспертизы условий труда в
Российской Федерации и урегулировать отношения между федеральным
органом исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.
На практике основы такой системы уже сложились и
государственная экспертиза условий труда на региональном уровне
осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, ведающими вопросами охраны труда, а на федеральном
уровне - Минтрудом России.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных
средств из бюджетов всех уровней.
|