ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2002 г. N 2331-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 120453-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 120453-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О вынужденных переселенцах", внесенный Правительством
Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками в месячный
срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2001 г. N 4708п-П12
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
N 120453-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 19 февраля
1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (Ведомости Совета
народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993,
N 12, ст. 427, Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 52, ст. 5110) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 1:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации,
покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении
его или членов его семьи насилия или иного преследования по
признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания,
языка, а также по признаку принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для
проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или
группы лиц либо массовых нарушений общественного порядка либо
вследствие реальной опасности подвергнуться такому
преследованию.";
подпункт 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2) гражданин Российской Федерации, а также иностранный
гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на
законных основаниях на территории Российской Федерации,
вынужденные покинуть место жительства на территории одного
субъекта Российской Федерации и прибывшие на территорию другого
субъекта Российской Федерации.";
пункт 3 исключить;
пункт 4 считать пунктом 3.
2. Дополнить статью 2 подпунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4) обратившееся с ходатайством о признании его вынужденным
переселенцем до оставления места жительства в иностранном
государстве своего пребывания или субъекте Российской Федерации и
не прибывшее на территорию Российской Федерации либо территорию
другого субъекта Российской Федерации до истечения трех месяцев со
дня регистрации ходатайства о признании его вынужденным
переселенцем;
5) признанное переселенцем в соответствии с международным
договором Российской Федерации в области регулирования процесса
переселения и защиты прав переселенцев.".
3. В статье 3:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Решение о регистрации ходатайства принимается
территориальным органом по вопросам миграции в течение пяти дней
со дня поступления ходатайства.
На период рассмотрения ходатайства лицу, претендующему на
признание его вынужденным переселенцем, может быть предоставлено
место в пункте первичного приема при отсутствии у него возможности
самостоятельного размещения.
При экстренном массовом прибытии на территорию Российской
Федерации или из одного субъекта Российской Федерации на
территорию другого субъекта Российской Федерации лиц, покинувших
место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1
статьи 1 настоящего Закона, прием данных лиц производится в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";
пункт 6 исключить.
4. Подпункт 3 пункта 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к
месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации. При этом одинокий пенсионер, одинокий
инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов,
одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в
возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более
детьми в возрасте до восемнадцати лет, получившие свидетельства о
регистрации ходатайства, имеют право на бесплатный проезд и провоз
багажа от места регистрации ходатайства к месту временного
поселения на территории Российской Федерации;".
5. В статье 5:
в пункте 3:
дополнить пункт новым абзацем вторым следующего содержания:
"Признание вынужденным переселенцем ребенка, не достигшего
возраста восемнадцати лет, прибывшего вместе с родителем и не
приобретшего гражданства Российской Федерации ко дню принятия
решения о признании родителя вынужденным переселенцем,
осуществляется по заявлению этого родителя, получившего статус
вынужденного переселенца, после приобретения ребенком гражданства
Российской Федерации. При этом статус вынужденного переселенца
предоставляется ребенку на срок действия статуса вынужденного
переселенца его родителя.";
абзац второй считать абзацем третьим;
абзац второй пункта 4 изложить в следующей редакции:
"При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному
переселенцу в жилищном обустройстве на новом месте жительства,
срок действия его статуса продлевается территориальным органом по
вопросам миграции на каждый последующий год по его заявлению,
поданному до истечения срока действия статуса вынужденного
переселенца.".
6. В статье 6:
подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза
багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации. При этом
одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из
пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его
лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет,
многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до
восемнадцати лет обеспечиваются правом на бесплатные проезд и
провоз багажа от места временного поселения к новому месту
жительства или к месту пребывания на территории Российской
Федерации;";
подпункт 3 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"3) при переезде на новое место жительства на территории
другого субъекта Российской Федерации перед выездом сняться с
учета в территориальном органе по вопросам миграции по месту
выезда и в течение одного месяца встать на учет в территориальном
органе по вопросам миграции по новому месту жительства;".
7. Подпункт 1 пункта 4 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"1) возвращении оставленного им на территории Российской
Федерации имущества, находящегося в его собственности, либо
выплате компенсации за утраченное жилье и/или иное имущество.
Порядок и условия выплаты компенсации определяются Правительством
Российской Федерации;".
8. В абзаце первом пункта 1 статьи 8 исключить слова "в
населенный пункт".
9. В статье 9:
подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"1) при выезде для постоянного проживания за пределы
территории Российской Федерации либо при возвращении для
постоянного проживания в субъект Российской Федерации, территорию
которого оно вынуждено было покинуть по обстоятельствам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;";
дополнить пункт 3 подпунктами 3, 4 и 5 следующего содержания:
"3) не явилось без уважительной причины в территориальный
орган по вопросам миграции в течение трех месяцев со дня получения
соответствующего уведомления для получения удостоверения
вынужденного переселенца;
4) не явилось без уважительной причины для прохождения
переучета по истечении срока, установленного территориальным
органом по вопросам миграции;
5) не явилось без уважительной причины для постановки на учет
в территориальный орган по вопросам миграции при перемене места
жительства по истечении одного месяца со дня снятия с учета в
территориальном органе по вопросам миграции по месту выезда.".
10. В статье 11:
абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Формирование фонда жилья, его эксплуатация, использование,
а также исключение жилых помещений из состава этого фонда
осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.";
дополнить пункт 3 абзацем следующего содержания:
"Жилые помещения из фонда жилья могут переводиться в жилые
помещения, предназначенные для постоянного проживания вынужденных
переселенцев по договорам социального найма, в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.".
11. В статье 12:
пункт 2 исключить;
пункты 3 и 4 считать соответственно пунктами 2 и 3.
12. В тексте Закона слова "федеральный орган миграционной
службы" и "территориальный орган миграционной службы" заменить
соответственно на слова "федеральный орган исполнительной власти
по вопросам миграции" и "территориальный орган по вопросам
миграции" в соответствующем числе и падеже.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ"
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
разработан Министерством по делам федерации, национальной и
миграционной политики Российской Федерации в соответствии с Планом
подготовки проектов федеральных законов на 2000 год, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября
2000 г. N 1549-р.
2. Цель принятия законопроекта
Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О вынужденных переселенцах" в редакции Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
вынужденных переселенцах" от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ
направлено на конкретизацию отдельных положений действующего
Закона и установление новых норм, регламентирующих процедуру
предоставления статуса вынужденного переселенца, вопросы утраты,
лишения этого статуса, а также вопросы по использованию жилых
помещений фонда жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев.
3. Основные положения законопроекта
Ряд вносимых в Закон изменений и дополнений касается уточнения
его действующих положений, что позволит избежать их
расширительного толкования. Так, в п. 1 ст. 1 конкретизированы
обстоятельства, при наличии которых гражданин может быть признан
вынужденным переселенцем. В п. 4 ст. 5 внесено уточнение, в
соответствии с которым при наличии обстоятельств, препятствующих
вынужденному переселенцу в жилищном обустройстве на новом месте
жительства, срок действия его статуса может быть продлен, а также
уточнен срок подачи им соответствующего заявления. В пп. 3 п. 2
ст. 6 конкретизирован порядок снятия с учета и постановки на учет
при переезде вынужденного переселенца на новое место жительства.
В пп. 3 п. 1 ст. 4 и пп. 3 п. 1 ст. 6 исключен термин
"малообеспеченные лица", при этом сохраняются категории лиц,
указанные в данных подпунктах и имеющие льготы по проезду и
провозу багажа.
Часть положений законопроекта вводит новые нормы. В статье 2
Закона расширен существующий перечень оснований, по которым лицо
не может быть признано вынужденным переселенцем. Кроме того,
дополнения в статье 3 позволяют увеличить срок рассмотрения
ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем до пяти
дней, предоставить лицу на период рассмотрения его ходатайства о
признании вынужденным переселенцем место в пункте первичного
приема при отсутствии у него возможности самостоятельного
размещения, а также осуществлять прием граждан при их
экстремальном массовом прибытии с территории одного субъекта
Российской Федерации на территорию другого субъекта Российской
Федерации по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1
действующего Закона.
Статья 5 дополнена новыми нормами, дающими возможность
предоставить статус детям вынужденных переселенцев после
приобретения ими российского гражданства.
Статья 9 дополнена положениями об утрате статуса вынужденного
переселенца в случаях их возвращения на прежнее место жительства,
а также о лишении этого статуса при неявке без уважительных причин
на переучет либо за получением удостоверения вынужденного
переселенца.
Изменения в статье 11 позволят при необходимости исключать
жилые помещения из состава фонда жилья для временного поселения
вынужденных переселенцев либо переводить эти жилые помещения из
разряда временного жилья в постоянное в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Помимо этого, в статью 7 действующего Закона внесены
изменения, касающиеся возвращения вынужденным переселенцам
оставленного имущества, а в статье 12 исключено положение о
компенсационных выплатах субъектом Федерации, территорию которого
покинули вынужденные переселенцы.
4. Финансово - экономическое обоснование
Введение данного Федерального закона в действие не требует
выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
|