СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2002 г. N 17-СФ
О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД"
В целях исполнения вступившего в силу Федерального закона от
30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает следующее.
Основные показатели федерального бюджета на 2002 год
рассчитаны исходя из основных концептуальных положений, изложенных
в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации на 2002 год, и нацелены в первую
очередь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В
последние годы Правительству Российской Федерации удалось добиться
определенных успехов в решении этой задачи на фоне благоприятных
изменений макроэкономической ситуации в стране. Безусловным
достоинством федерального бюджета на 2002 год является его
социальная направленность.
Вместе с тем при формировании федерального бюджета на 2002 год
не удалось преодолеть отдельные негативные тенденции, способные
оказать отрицательное воздействие на характер финансово -
экономических процессов в Российской Федерации.
Главным недостатком бюджетной политики на 2002 год по-прежнему
остается зависимость параметров федерального бюджета от внешних
факторов, не связанных с условиями экономического роста, в первую
очередь от колебаний мировых цен на нефть.
Доходная часть федерального бюджета на 2002 год остается на
низком уровне и сформирована так, что имеются значительные резервы
ее увеличения. Прежде всего это уточнение налогооблагаемой базы по
конкретным видам налоговых платежей, увеличение поступлений от
таможенных пошлин, платежей за пользование природными ресурсами и
неналоговых доходов. Основным резервом увеличения неналоговых
доходов является повышение эффективности управления и
использования государственного имущества.
Несмотря на некоторое снижение, продолжает оставаться весьма
высокой долговая нагрузка на федеральный бюджет. Политика
Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере направлена
главным образом на своевременное обслуживание государственного
внешнего долга, а финансирование непроцентных расходов
федерального бюджета происходит по остаточному принципу.
Федеральный бюджет на 2002 год ориентирован на реализацию
программ реформирования отечественной экономики, включающих
военную, социальную и судебную реформы, что заслуживает всемерной
поддержки. Однако следует отметить, что для успешного решения
поставленных задач запланированные объемы расходов на эти цели
явно недостаточны, поскольку проведение указанных реформ
объективно требует значительно больших финансовых ресурсов.
Анализ расходной части федерального бюджета на 2002 год
позволяет сделать вывод, что возросшие финансовые ресурсы не
совсем эффективно используются на цели структурных преобразований
и для привлечения инвестиций в российскую экономику. Это в первую
очередь касается бюджетных ассигнований на сельское и дорожное
хозяйство, на восполнение сырьевой базы добывающих отраслей
промышленности, а также на фундаментальные исследования и
содействие научно - техническому прогрессу.
Инвестиционная составляющая федерального бюджета на 2002 год
остается незначительной и не оказывает серьезного влияния на
процессы производственного и технологического обновления. Не
планируются действенные меры по государственному стимулированию
инвестиционной и инновационной активности, повышению
конкурентоспособности и поддержке роста производства.
Как и в предыдущие годы, роста доходов федерального бюджета
предполагается достичь за счет консолидации налогового потенциала
на уровне федерального бюджета. Так, если в 2000 году доля
налоговых доходов федерального бюджета составляла 56,5 процента от
доходного потенциала консолидированного бюджета, в 2001 году она
была увеличена до 59,6 процента, то в 2002 году в представленном
Правительством Российской Федерации прогнозе консолидированного
бюджета она составляет уже 62 процента.
Вместе с тем масштабное перераспределение ресурсов между
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации не
подкрепляется соответствующим уменьшением расходных полномочий
бюджетов субъектов Российской Федерации. Напротив, социальные
расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в 2002 году
значительно увеличиваются в связи с повышением оплаты труда
работников организаций бюджетной сферы, ростом тарифов на
продукцию (услуги) естественных монополий. Предусмотренные объемы
финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального
бюджета не позволят большинству из них в полной мере обеспечить
планируемое повышение оплаты труда указанных работников, что может
усложнить социальную обстановку в регионах.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации постановляет:
1. Предложить Правительству Российской Федерации при
исполнении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002
год":
представлять ежеквартально нарастающим итогом одновременно с
ежеквартальным отчетом об исполнении федерального бюджета на 2002
год в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
сведения об объемах и о направлениях расходования, о способах и об
объемах размещения средств финансового резерва;
учитывать при формировании сводной бюджетной росписи на 2002
год обеспечение финансирования расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации:
а) на повышение оплаты труда работников организаций бюджетной
сферы, включая выделяемые на это дотации и беспроцентные бюджетные
ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при
исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, в первом,
втором и третьем кварталах 2002 года и по итогам исполнения
федерального бюджета за девять месяцев 2002 года внести в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
(далее - Государственная Дума) проект Федерального закона о
внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2002 год", касающийся этой части;
б) на содержание объектов социально - культурной сферы и
жилищно - коммунального хозяйства, ранее находившихся в
федеральной собственности и передаваемых из ведения федеральных
органов исполнительной власти и получателей средств федерального
бюджета в собственность субъектов Российской Федерации и в
муниципальную собственность, в первом и втором кварталах 2002
года;
осуществить в срочном порядке корректировку размеров надбавок,
стимулирующих выплат и районных коэффициентов к заработной плате
работников организаций бюджетной сферы в пределах средств,
предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов
Российской Федерации на 2002 год;
рассмотреть вопрос о возможности выплаты военнослужащим
компенсации за продовольственный паек в размере его реальной
стоимости и внести в Государственную Думу проект федерального
закона о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном
бюджете на 2002 год", касающийся этой части;
принять до 1 февраля 2002 года постановление о неотложных
мерах по обеспечению проведения в 2002 году весенних полевых и
уборочных сельскохозяйственных работ, предусмотрев меры по
финансированию сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет
средств федерального бюджета и по обеспечению их материально -
техническими ресурсами с учетом сезонности указанных работ, а
также утвердить порядок предоставления в 2002 году субсидий из
федерального бюджета на государственную поддержку отдельных
отраслей сельскохозяйственного производства;
во исполнение статьи 106 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2002 год" утвердить до 15 февраля 2002 года перечень
объектов жилищного строительства Министерства обороны Российской
Федерации, имеющих высокую степень строительной готовности, в
субъектах Российской Федерации, где затруднена реализация
Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты",
для использования средств, предусмотренных по разделу "Военная
реформа" функциональной классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, на их завершение в целях ускоренного проведения
организационно - штатных мероприятий, связанных с реформированием
Вооруженных Сил Российской Федерации;
не позднее первого квартала 2002 года изыскать источники
замещения доходов территориальных дорожных фондов субъектов
Российской Федерации и доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации в связи с отменой с 2003 года налога на пользователей
автомобильных дорог и внести в Государственную Думу
соответствующий проект федерального закона о внесении изменений в
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
учесть в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год" при распределении дотаций на
стабилизацию доходной базы консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации сокращение налоговых доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации, образующееся, в том числе,
вследствие проведения по решению Правительства Российской
Федерации аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу)
водных биологических ресурсов;
в связи с ликвидацией отчислений на воспроизводство минерально
- сырьевой базы принять меры, стимулирующие субъекты Российской
Федерации, а также организации, осуществляющие добычу полезных
ископаемых, к увеличению за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и собственных средств организаций объемов
геологоразведочных работ по воспроизводству минерально - сырьевой
базы;
учесть в соответствии со статьей 59 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год" при разработке порядка
определения уровней возмещения расходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий
населению на оплату жилья и коммунальных услуг природно -
климатические факторы, влекущие повышение расходов
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и
населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, а также реально складывающийся уровень жизни граждан;
предусмотреть дополнительные меры по обеспечению районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей топливно -
энергетическими ресурсами и продовольственными товарами, обеспечив
своевременное выделение бюджетных ассигнований на указанные цели и
государственное регулирование тарифов на доставку нефти,
нефтепродуктов и топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к
ним местности с ограниченными сроками завоза грузов;
разработать порядок возмещения расходов бюджетов субъектов
Российской Федерации на предоставление льгот по оплате услуг
предприятий транспорта, предусмотренных законодательством
Российской Федерации для отдельных категорий граждан;
предусмотреть формы государственной поддержки развития
виноградарства в соответствующих субъектах Российской Федерации в
связи с введением нового порядка уплаты акцизов на виноградные
вина (включая игристые и шампанские).
2. Поручить профильным комитетам Совета Федерации разработать
в порядке законодательной инициативы палаты следующие проекты
федеральных законов:
о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
федеральном бюджете на 2002 год" в части предоставления
Правительству Российской Федерации права оказывать финансовую
помощь субъектам Российской Федерации в связи с повышением
тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по
оплате труда работников организаций бюджетной сферы сверх объемов,
предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002
год";
о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс
Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном
материальном резерве" и Федеральный закон "О федеральном бюджете
на 2002 год" с целью возмещения сумм налогов, уплачиваемых со
средств от операций с материальными ценностями государственного
резерва;
о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за
землю" в части полного зачисления земельного налога и арендной
платы за землю в бюджеты субъектов Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
|