ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2002 года
Дело N 56-Г01-28
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 15 января 2002 г. по
кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского края на
решение Приморского краевого суда от 20 ноября 2001 г. дело по
заявлению прокурора Приморского края о признании недействующими и
не подлежащими применению статей 1, 2, абзаца 1 статьи 3 Закона
Приморского края от 1 ноября 1996 г. N 62-КЗ "О благотворительной
деятельности на территории Приморского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о
признании статей 1, 2, абзаца 1 статьи 3 Закона Приморского края
от 1 ноября 1996 г. N 62-КЗ "О благотворительной деятельности на
территории Приморского края" недействующими и не подлежащими
применению, указывая на то, что статья 1 Закона предусматривает,
что оказание благотворительной помощи осуществляется
непосредственно нуждающимся юридическим или физическим лицам.
Данное положение, по мнению заявителя, противоречит Федеральному
закону от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях", который не
содержит в себе нормы об обязательной нуждаемости, как
необходимого условия оказания благотворительной помощи.
В статье 1 Закона Приморского края указано, что "оказание
благотворительной помощи осуществляется через благотворительные
организации и другие органы, уполномоченные администрацией
Приморского края". Однако статья 8 Федерального закона
предусматривает, что органы государственной власти и органы
местного самоуправления не могут выступать учредителями
благотворительной организации, поэтому прокурор считает, что
администрация Приморского края не вправе определять и наделять
соответствующими полномочиями органы, осуществляющие
благотворительную деятельность.
В статье 2 Закона Приморского края ограничен перечень целей
благотворительной деятельности. В этот перечень не включены
предусмотренные Федеральным законом цели содействия укреплению
мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных,
национальных, религиозных конфликтов.
В абзаце 1 статьи 3 Закона Приморского края определен принцип
добровольности, законности и отсутствия заинтересованности между
благотворителем и благополучателем. Данное положение, по мнению
заявителя, противоречит части 3 статьи 4 Федерального закона, в
которой установлено, что никто не вправе ограничивать свободу
выбора установленных настоящим Федеральным законом целей
благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
Решением Приморского краевого суда от 20 ноября 2001 г.
заявление прокурора было удовлетворено частично: суд признал
недействующими и не подлежащими применению со дня вступления
решения в законную силу статью 1 Закона Приморского края "О
благотворительной деятельности на территории Приморского края" N
62-КЗ от 1 ноября 1996 г. в части указания на то, что
"благотворительной является деятельность по оказанию поддержки
нуждающимся в помощи физическим и юридическим лицам
непосредственно либо через благотворительные и другие органы,
уполномоченные администрацией Приморского края", а также статью 2
указанного Закона Приморского края, как противоречащие
федеральному законодательству; в остальной части в удовлетворении
заявления прокурора Приморского края было отказано.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Приморского
края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с
нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения
суда не усматривает.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в
соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 11 августа
1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях" законодательство о
благотворительной деятельности состоит из соответствующих
положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса
Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принятых в
соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации.
Закон Приморского края "О благотворительной деятельности на
территории Приморского края" принят в соответствии с указанным
Федеральным законом.
Статья 1 Федерального закона предусматривает, что под
благотворительной деятельностью понимается добровольная
деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной
(безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или
юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств,
бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию
иной поддержки.
Суд обоснованно сослался в решении на то, что в указанной
статье Федерального закона не установлен круг граждан и
юридических лиц, которым может быть оказана благотворительность, и
не определены способы оказания благотворительной помощи.
В статье 1 Закона Приморского края содержится указание на то,
что благотворительная помощь оказывается нуждающимся в ней
физическим и юридическим лицам, тем самым категории граждан и
юридических лиц, которым может оказываться благотворительная
поддержка, по сравнению с Федеральным законом незаконно
ограничивается.
В статье 1 Закона Приморского края установлены способы
осуществления благотворительной деятельности: непосредственно либо
через благотворительные организации и другие органы,
уполномоченные администрацией Приморского края. Эта норма также
противоречит Федеральному закону, в котором такого условия не
содержится.
В статье 2 Федерального закона "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях" установлены цели
благотворительной деятельности, в том числе содействие укреплению
мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных,
национальных, религиозных конфликтов.
В части 3 статьи 4 этого Закона установлено, что никто не
вправе ограничивать свободу выбора установленных Федеральным
законом целей благотворительной деятельности и форм ее
осуществления.
В статье 2 Закона Приморского края "О благотворительной
деятельности на территории Приморского края" не указана такая цель
благотворительной деятельности, как содействие укреплению мира,
дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных,
национальных, религиозных конфликтов. Сокращение перечня целей
благотворительной деятельности в Законе Приморского края по
сравнению с федеральным законодательством фактически ограничивает
свободу выбора установленных Федеральным законом целей
благотворительной деятельности и правильно признано судом
незаконным.
Довод кассационной жалобы Законодательного Собрания Приморского
края о том, что нормы Федерального закона имеют прямое действие, в
связи с чем отсутствие каких-либо норм в краевом Законе не
нарушает права граждан, был предметом судебного разбирательства и
обоснованно признан судом неубедительным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст.
306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 20 ноября 2001 г. оставить
без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания
Приморского края - без удовлетворения.
|