ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2002 года
Дело N 56-Г01-29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 15 января 2002 г. по
кассационным жалобам Суслова В.Н., Законодательного Собрания
Приморского края и администрации Приморского края на решение
Приморского краевого суда от 18 октября 2001 года дело по
заявлению Суслова Валерия Николаевича о признании противоречащим
ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" пункта 1 ст. 2 Закона Приморского края от 31.01.2000 N
79-КЗ "О налоге с продаж".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Суслов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" пункта 1 ст. 2 Закона Приморского края от
22.02.1999 N 35-КЗ "О налоге с продаж" (в редакции от 31.01.2000
N 79-КЗ), ссылаясь на то, что п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" устанавливает перечень
товаров, стоимость которых подлежит обложению налогом с продаж, и
перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является
объектом обложения данным налогом. При этом в перечне товаров не
первой необходимости, стоимость которых является объектом
налогообложения, указано, что объектом налогообложения могут
являться и другие товары и услуги по решению законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации. По
мнению заявителя, формулировка п. 3 ст. 20 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в РФ" обязывает законодательные
(представительные) органы субъектов РФ устанавливать конкретные
перечни товаров или услуг не первой необходимости, стоимость
которых подлежит обложению налогом с продаж. В нарушение
требований Федерального закона Дума Приморского края в Законе "О
налоге с продаж" такого перечня не установила. В первоначальной
редакции Приморского Закона "О налоге с продаж" в п. 1 ст. 2
Закона было предусмотрено, что объектом налогообложения признается
стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом
за наличный расчет, а именно - подакцизный товар, дорогостоящая
мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания,
автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция и компакт -
диски, услуги туристических фирм, связанные с поездками за пределы
Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуги по
рекламе, услуги трех-, четырех-, пятизвездочных гостиниц, услуги
по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - класса
и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах "Люкс" и "СВ",
другие товары и услуги не первой необходимости, кроме товаров
(работ, услуг), которые подпадают под действие пункта 2 настоящей
статьи. В последующем п. 1 ст. 2 Закона Приморского края "О налоге
с продаж" был изменен, и в редакции от 31.01.2000 N 79-КЗ
формулировка определения налогообложения была изменена: объектом
налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров
(работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный
расчет, за исключением товаров (работ, услуг), указанных в п. 2
настоящей статьи.
Таким образом, в указанном Законе в качестве объекта
налогообложения указаны все товары, работы, услуги (кроме отдельно
перечисленных в небольшом количестве) независимо от того, первой
или не первой необходимости они являются.
Заявитель просил признать противоречащим федеральному
законодательству п. 1 ст. 2 Закона Приморского края от 22.02.1999
N 35-КЗ и недействующим с момента его принятия.
Решением Приморского краевого суда от 18 октября 2001 года
заявление было удовлетворено частично: суд признал недействующим и
не подлежащим применению пункт 1 ст. 2 Закона Приморского края от
22.02.99 N 35-КЗ (в ред. Закона от 31.01.2000 N 79-КЗ) "О налоге с
продаж" в части распространения объекта налогообложения на
стоимость товаров (услуг, работ), реализуемых в розницу или оптом
за наличный расчет, за исключением товаров (работ, услуг),
указанных в пункте 2 настоящей ст. 2 Закона Приморского края, как
противоречащий федеральному законодательству не позднее 1 января
2001 года.
В кассационных жалобах Законодательного Собрания Приморского
края и администрации Приморского края поставлен вопрос об отмене
решения как вынесенного с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе Суслова В.Н. поставлен вопрос об
изменении решения и о признании оспариваемой нормы краевого Закона
недействующей с момента ее принятия. Проверив материалы дела,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации по вопросам налогообложения не могут противоречить
федеральному законодательству. В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона
РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями)
плательщиками налога с продаж признаются юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации
их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения,
иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств,
международные организации, их филиалы и представительства,
созданные на территории Российской Федерации, а также
индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность
без образования юридического лица, самостоятельно реализующие
товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается
стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом
за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров,
дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов
питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и
компакт - дисков, услуг туристических фирм, связанных с поездками
за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг
трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским
авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - классов и пассажирским
железнодорожным перевозкам в вагонах классов "Люкс" и "СВ", а
также других товаров и услуг не первой необходимости по решению
законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации.
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж
стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов,
масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля,
продуктов детского и диабетического питания, детской одежды и
обуви, лекарств, протезно - ортопедических изделий, жилищно -
коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению
государственных или муниципальных жилых помещений, а также по
предоставлению жилья в общежитиях; услуг в сфере культуры и
искусства, оказываемых государственными и муниципальными
учреждениями и организациями культуры и искусства (театры,
кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные
учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории,
планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки)
при проведении театрально - зрелищных, культурно -
просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных
билетов и абонементов; зданий, сооружений, земельных участков и
иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу и ценных бумаг;
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за
больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом
общего пользования муниципального образования (за исключением
такси), а также по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении
морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом,
услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками,
негосударственными пенсионными фондами, профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их
деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг,
предоставляемых коллегией адвокатов, ритуальных услуг похоронных
бюро, кладбища и крематориев, проведения обрядов и церемоний
религиозными организациями, услуг, оказываемых уполномоченными
органами государственной власти и органами местного
самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и
сборов, товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно -
производственным, научным или воспитательным процессом и
производимых государственными и муниципальными образовательными
учреждениями, путевок (курсовок) в санаторно - курортные и
оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для
инвалидов, других товаров первой необходимости по перечню,
устанавливаемому законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня
жизни малообеспеченных групп населения.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами
субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог с продаж, законодательные
(представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога,
порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по
данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный
перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается
от налога с продаж.
Суд правильно истолковал указанные положения Федерального
закона как устанавливающие специальный перечень товаров (работ,
услуг) как первой, так и не первой необходимости, являющихся
объектами налогообложения по налогу с продаж; перечень товаров
(работ, услуг), которые не могут являться объектами
налогообложения по налогу с продаж, - товары и услуги первой
необходимости; условие, при котором объектами налогообложения по
налогу с продаж признаются товары и услуги по решению
законодательного (представительного) органа субъекта Российской
Федерации, и обязывающие субъект Российской Федерации при введении
на своей территории этого налога ввести четкие критерии
определения объекта налогообложения путем принятия соответствующих
перечней товаров как первой, так и не первой необходимости.
В противоречие Федеральному закону в п. 1 ст. 2 Закона
Приморского края установлено, что налогом с продаж облагается
стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом
за наличный расчет, за исключением товаров (работ, услуг),
указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Вывод суда о том, что в краевом Законе в качестве объекта
налогообложения незаконно указаны все товары, работы и услуги
(кроме специально перечисленных товаров первой необходимости в п.
2 ст. 2 Закона), независимо от того, первой или не первой
необходимости товарами они являются, является правильным.
Доводы кассационных жалоб Законодательного Собрания
Приморского края и администрации Приморского края основанием для
отмены законного решения суда быть признаны не могут потому, что
сводятся к ошибочной правовой позиции, в соответствии с которой в
отсутствие федерального закона о налоге с продаж субъект волен по
своему усмотрению определять параметры данного вида
налогообложения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от
30 января 2001 года N 2-П "По делу о проверке конституционности
положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О
внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а
также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж",
Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской
области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда
Челябинской области, жалобами общества с ограниченной
ответственностью "Русская Тройка" и ряда граждан были признаны не
соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19
(часть 1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй,
третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции
Федерального закона от 31 июля 1998 года), а также основанные на
них и воспроизводящие их положения Закона Чувашской Республики "О
налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и
Закона Челябинской области "О налоге с продаж" как не
обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования
налога с продаж, что порождает возможность его произвольного
истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и
правоприменительной практикой.
Указанные положения должны быть приведены в соответствие с
Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают
силу не позднее 1 января 2002 года.
Обжалуемые положения Закона Приморского края основаны на
признанных неконституционными нормах федерального законодательства
и по этой причине правильно признаны судом недействующими с того
момента, который определен в указанном постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы Суслова В.Н. о том, что суд ошибочно
признал нормы оспариваемого краевого Закона недействующими с 1
января 2002 г., а не со дня его принятия, основан на ошибочном
толковании норм материального права. Суд правильно учел
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, в
соответствии с которым неконституционные положения федерального и
регионального законодательства должны были быть приведены в
соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу
не позднее 1 января 2001 года.
На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 18 октября 2001 года
оставить без изменения, кассационные жалобы Суслова Валерия
Николаевича, Законодательного Собрания Приморского края и
администрации Приморского края - без удовлетворения.
|