КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 января 2002 г.
N 1
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ (СЕМЕЙНАЯ) ПРАКТИКА"
Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации
отмечает, что структурные преобразования здравоохранения
невозможны без развития первичной медико - санитарной помощи
населению.
Произошедшие изменения в социально - экономическом,
политическом и демографическом положении страны диктуют
необходимость пересмотра деятельности медицинских учреждений
первичного звена.
Положениями "Концепции развития здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации" на 2001-2005 годы и на период до
2010 года особая роль в реформировании отрасли отводится
поэтапному развитию института врача общей (семейной) практики.
Минздрав России своим приказом от 30.12.99 N 463 утвердил
отраслевую программу "Общая врачебная (семейная) практика".
Исполнителями программы являлись Минздрав России, Российская
академия медицинских наук и органы управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации. Финансирование осуществлялось за
счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и привлекаемых внебюджетных средств.
Срок выполнения Программы рассчитывался на период 2000-2001
годы и целью ее реализации было определено создание организационно
- правовой и научно - методической базы для реформирования
первичной медицинской помощи с поэтапным переходом к организации
ее по принципу врача общей (семейной) практики. В настоящее время
срок реализации Программы завершен.
За указанный период проведена большая организационная и
методическая работа по формированию не только отношения
общественности к работе врача общей (семейной) практики, но и по
созданию и разработке научно - методического и организационно -
технологического обеспечения общих врачебных (семейных) практик.
Согласно социологическим исследованиям, проведенным НИИ социальной
гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко
РАМН 62,2% опрошенных считают, что семейную медицину следует
развивать.
За последние 2 года в Минздраве России заслушаны большинство
субъектов Российской Федерации по вопросам выполнения отраслевой
программы "Общая врачебная (семейная) практика". Проведены рабочие
совещания в Дальневосточном, Приволжском и Северо - Западном,
Южном федеральных округах. Утвержден Государственный стандарт
профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским
образованием по специальности "Общая врачебная практика (семейная
медицина)". Разработаны учебно - методические документы по
подготовке сестринского персонала для работы по принципу семейной
медицины. Подготовлены и изданы 14 руководств и монографий. Создан
Центр семейной медицины Минздрава России, успешно работает
Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной) практики,
издается профессиональный журнал "Российский семейный врач",
проведен первый Всероссийский съезд врачей общей практики.
С 1998 по 2000 год количество врачей общей практики,
работающих в поликлинике увеличилось с 1062 до 1620, но удельный
вес их по объему оказания первичной медико - санитарной помощи в
России все же не велик.
Особую актуальность для внедрения института врача общей
(семейной) практики представляет сельская медицина. Интересен опыт
Республики Карелия по внедрению врача общей практики в участковых
больницах и в сельских врачебных амбулаториях, где работа ведется
по бригадному принципу (врач, сестра - реабилитолог, семейная
медицинская сестра, сестра медико - социальной помощи, а также
сестры - инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным
диабетом и т.д.)
Вместе с тем, коллегия отмечает, что реальной реформы
первичного звена здравоохранения в стране не произошло.
Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжает
оказывать первичную медицинскую помощь силами участкового
терапевта и узких специалистов.
Так за период с 1998 по 2000 год количество участковых врачей
в поликлинике сохраняется в пределах 47 тыс. Количество узких
специалистов, работающих в поликлинике, также не изменилось (около
180 тыс.).
Сельские врачебные амбулатории, работа которых фактически
организована по принципу амбулатории общей (семейной) практики,
ввиду отсутствия в номенклатуре лечебно - профилактических
учреждений такого учреждения как "общая врачебная (семейная)
практика", не имеют лицензий на этот вид медицинской деятельности.
Несколько тысяч подготовленных в России врачей общей практики
(семейных врачей) продолжают работать участковыми терапевтами. Так
в Архангельской области из 38 специалистов общей врачебной
практики работают только 15, в республике Мордовия из 29 работают
10, Республика Дагестан из 45 - 20, Республика Бурятия из 72
подготовленных специалистов работают 49.
В ряде территорий - Псковской, Брянской, Рязанской,
Смоленской, Белгородской, Липецкой, Ульяновской, Кировской
областях (всего около 30 регионов) до настоящего времени не
организована подготовка врачей общей (семейной) практики и
семейных медицинских сестер. В этих же территориях в лечебно -
профилактических учреждениях нет ни одного врача общей (семейной)
практики.
Внедрение службы врача общей (семейной) практики тормозится
из-за отсутствия механизмов реализации и единых подходов в области
реформирования первичной медико - санитарной помощи.
Коллегия считает, что функционирование службы общей врачебной
(семейной) практики должно сопровождаться соответствующими
изменениями в системе финансирования и переоснащения амбулаторно -
поликлинических учреждений для работы по данной технологии, а
также созданием новых офисов по типовым проектам, разработанным в
ходе выполнения отраслевой программы.
Переход на оказание медицинской помощи по принципу врача общей
практики позволит перераспределить объемы медицинской помощи между
стационаром и амбулаторно - поликлиническими учреждениями,
направит имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной)
практики, повысит уровень оплаты труда специалистов высокой
квалификации.
Настало время перейти от внедрения зарубежных "пилотных"
проектов поддержки реформы первичной медико - санитарной помощи на
региональном уровне к разработке стратегии и механизмов поэтапного
внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей
территории России.
Рассмотрев результаты выполнения отраслевой программы "Общая
врачебная (семейная) практика" в 2000-2001 г.г.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:
1. Принять за основу представленный рабочей группой Минздрава
России пакет документов по дальнейшему развитию общей врачебной
(семейной) практики: Положение о враче общей практики (семейном
враче), Положение о медицинской сестре общей врачебной практики
(семейной медицинской сестре), Положение об отделении
общеврачебной практики, Нормативы штатных должностей отделения
общеврачебной практики, Положение об организации труда и
заработной платы врача общей (семейной) практики, статистические
формы учета и отчетности деятельности врача общей врачебной
(семейной) практики.
2. Рабочей группе Минздрава России в срок до 15 февраля 2002
года доработать материалы с учетом высказанных на коллегии
замечаний и дополнений и направить их для согласования в
территории Российской Федерации.
3. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению в срок до 15 апреля 2002 г. подготовить приказ Минздрава
России "О совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи
населению Российской Федерации" предусмотрев основной
функциональной единицей по оказанию медицинской помощи населению
врача общей (семейной) практики.
4. Департаменту экономического развития здравоохранения,
управления финансами и материальными ресурсами, Департаменту
организации и развития медицинской помощи населению, Федеральному
фонду обязательного медицинского страхования в срок до 15 апреля
2002 г. определить дифференцированные подходы к условиям оплаты
труда врача общей (семейной) практики, в том числе в условиях ОМС.
5. Представителям Минздрава России в федеральных округах,
Департаменту организации и развития медицинской помощи населению,
Центру семейной медицины Минздрава России в срок до 1 июля 2002 г.
внести предложения по созданию филиалов Центра в федеральных
округах.
6. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению, Управлению медицинских проблем материнства и детства,
Правовому управлению в срок до 1 июля 2002 г. внести предложения
по приведению в соответствие отраслевой нормативной базы, с учетом
внедрения в амбулаторно - поликлиническую сеть врача общей
практики (семейного) врача.
7. Департаменту госсанэпиднадзора, Департаменту организации и
развития медицинской помощи населению совместно с Российской
академией медицинских наук в срок до 1 декабря 2002 г. разработать
санитарно - гигиенические требования к размещению и оснащению
общих врачебных (семейных) практик.
8. Департаменту образовательных медицинских учреждений и
кадровой политики:
8.1. В срок до 1 мая 2002 г. пересмотреть квалификационные
характеристики по специальности врач общей практики (семейная
медицина).
8.2. В срок 1 до июля 2002 г. внести изменения и дополнения в
учебные программы циклов повышения квалификации специалистов по
общей врачебной практике (семейной медицине).
8.3. В срок до 1 декабря 2002 г. создать дополнительные центры
подготовки врачей общей (семейной) практики.
9. Управлению научно - исследовательских медицинских
учреждений совместно с Российской академией медицинских наук в
срок до 15 апреля 2002 г. рассмотреть вопрос об утверждении
научной специальности "общая врачебная (семейная) практика".
10. Департаменту организации и развития медицинской помощи
населению в срок до 15 мая 2002 г. при пересмотре отчетной
документации учесть показатели, отражающие деятельность врача
общей (семейной) практики.
11. Помощнику Министра по связям с общественностью в срок до
15 апреля 2002 г. разработать план освещения в средствах массовой
информации мероприятий по разъяснению среди населения преимуществ
оказания первичной медико - санитарной помощи по принципу врача
общей (семейной) практики.
12. Рекомендовать руководителям органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации до 1 июня 2002
года рассмотреть на заседаниях коллегии органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации вопросы
организации первичной медико - санитарной помощи населению с
развитием общих врачебных (семейных) практик:
12.1. Ввести должности главного внештатного специалиста органа
управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по общей
врачебной (семейной) практике.
12.2. Принять план по укреплению материально - технической
базы общих врачебных (семейных) практик.
13. Контроль за выполнением решения коллегии оставляю за
собой.
Председательствующий
на Коллегии
А.И.ВЯЛКОВ
Секретарь Коллегии
И.В.ПЛЕШКОВ
|