ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2002 г. N 01-06/1306
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.11.2001 N 202-О
(с изм., внесенными Приказом ГТК РФ от 17.07.2002 N 758)
Своим Определением от 27 ноября 2001 года N 202-О (далее -
Определение) об официальном разъяснении Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года
N 8-П (далее - Постановление) по делу о проверке конституционности
положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380
Таможенного кодекса Российской Федерации (опубликовано в
"Российской газете", N 239, 05.12.2001) Конституционный Суд
Российской Федерации определил, что:
- положение части первой статьи 380 Таможенного кодекса
Российской Федерации в его конституционно - правовом смысле,
выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении, означает, что товары и транспортные средства,
ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с
нарушением таможенных правил, предусматривающим возможность
конфискации, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели
их в ходе оборота на территории Российской Федерации (при том, что
такое имущество не подлежит конфискации или обращению в
собственность государства иным образом согласно правовым
предписаниям в случае запрета федеральным законом или
международным договором Российской Федерации ввоза, вывоза или
оборота на территории Российской Федерации либо ограничения
совершения в отношении него указанных действий), если эти лица не
могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную
границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период
участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по
поводу такого имущества, и если, приобретая его, они не знали и не
должны были знать о незаконности ввоза;
- положение части первой статьи 131 Таможенного кодекса
Российской Федерации в его конституционно - правовом смысле,
выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении, не означает, что обязанность выполнить требования
по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, в том
числе по уплате таможенных платежей, может быть возложена на лиц,
которые не могли каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых
при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную
границу таможенных формальностей, поскольку не были в тот период
участниками каких-либо отношений, включая таможенные отношения, по
поводу такого имущества, и если, приобретая его, они не знали и не
должны были знать о незаконности ввоза.
В целях установления единообразного порядка применения
таможенными органами Российской Федерации Определения направляем
его копию (приложение 1 - не приводится) и рекомендации по
вопросам, касающимся порядка его применения (приложение 2).
Предлагаем при принятии решений о привлечении лиц к
ответственности, пересмотре таких решений, а также при участии в
рассмотрении арбитражными судами и судами общей юрисдикции жалоб
лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных
правил, учитывать упомянутые рекомендации.
Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН
Приложение 2
к письму ГТК России
от 14.01.2002 N 01-06/1306
При обнаружении товаров и транспортных средств, в отношении
которых таможенное оформление не произведено либо не завершено,
должностным лицом таможенного органа в соответствии с частью 1
статьи 299 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК
России) составляется протокол о НТП. В ходе производства по делу о
НТП в каждом конкретном случае необходимо установить причастность
к таким правонарушениям лиц, которые приобрели названные товары и
транспортные средства в ходе оборота на территории Российской
Федерации (далее - приобретатели), а также установить лиц, их
переместивших. В рамках дела о НТП должностные лица таможенных
органов вправе применять меры обеспечения взыскания штрафа или
стоимости товаров и транспортных средств. При наложении ареста или
при проведении изъятия товаров и транспортных средств, являющихся
вещественными доказательствами по делу о НТП, составляется
справка о месте нахождения такого имущества. В связи с тем, что
издержки по делу о НТП, связанные с хранением вещественных
доказательств, относятся на счет федерального бюджета, то в целях
минимизации таких возможных расходов таможенный орган в качестве
лица, которому вверяются арестованные (изъятые) товары и
транспортные средства, может определить и фактического владельца
такого имущества. Лицо, которому вверяется арестованное (изъятое)
имущество, предупреждается о действующих в отношении арестованного
(изъятого) имущества запретах, нарушение которых влечет уголовную
и административную ответственность.
Из норм ТК России во взаимосвязи с положениями Постановления
следует, что товары и транспортные средства, в отношении которых
таможенное оформление не завершено, не могут быть выпущены для
свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное
лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную
границу) не может пользоваться и распоряжаться и в отношении них
не могут совершаться сделки, в том числе договор купли - продажи,
следовательно, сделки, которые заключены вопреки этому запрету, не
соответствуют требованиям закона. Право собственности может быть
приобретено другим лицом лишь в отношении того имущества, которое
отчуждается на законных основаниях. Это следует из положений
пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК России) во взаимосвязях со статьей 168 ГК России и
части 1 статьи 131 ТК России. В связи с этим приобретатель, во
владении которого находятся товары и транспортные средства, в
отношении которых таможенное оформление не завершено и вследствие
этого сделка по ним признана недействительной (ничтожной), не
может иметь право владения, пользования и распоряжения таким
имуществом, и фактическое нахождение у него данных товаров и
транспортных средств незаконно. Такое имущество не может быть
предметом оборота.
Как отметил Конституционный Суд в Постановлении, регулирование
вопросов о юридических последствиях сделок с товарами и
транспортными средствами, в отношении которых таможенное
оформление не завершено, в том числе при неуплате таможенных
платежей, осуществляется иными нормами таможенного, а также
гражданского законодательства. Применение этих норм в конкретных
делах, равно как и проверка законности и обоснованности
соответствующих правоприменительных решений относятся к
компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
В случае установления, что в действиях приобретателя не
усматриваются признаки НТП, с учетом вышеизложенного и на
основании абзаца 2 пункта 2 статьи 166 ГК России, статьи 367 ТК
России таможенным органам рекомендуем предъявлять в судебные
органы иск о применении последствий недействительности
(ничтожности) сделки, участником которой является приобретатель, в
порядке, предусмотренном ГК России.
В случае принятия судебными органами решений не в пользу
таможенных органов, считаем необходимым принимать меры по
обжалованию таких решений в соответствии с установленным порядком.
Вместе с тем считаем целесообразным информировать приобретателей
об их праве самостоятельно урегулировать свои правоотношения с
собственником или продавцом такого имущества в соответствии с
гражданским законодательством.
|