МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 11 января 2002 г. N 22-1-14/204-Д641
ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Управление налогообложения малого бизнеса, рассмотрев вопрос
сообщает.
Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" определяет правовые основы введения и
применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
29.12.95 N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности распространяется на индивидуальных
предпринимателей и организации с предельной численностью
работающих (включая работающих по договорам подряда и иным
договорам гражданско - правового характера) до 15 человек
независимо от вида осуществляемой ими деятельности. При этом
исключение работающих по какому-либо виду деятельности
организации не предусмотрено.
В связи с этим, при определении предельной численности
работающих для перехода на упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности необходимо учитывать всех сотрудников
организации (включая работающих по договорам подряда и иным
договорам гражданско - правового характера), в том числе занятых в
видах деятельности, которые в соответствии с Федеральным законом
от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" переведены на уплату единого
налога на вмененный доход.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ
установлено, что индивидуальные предприниматели и организации,
являющие субъектами малого предпринимательства, имеют право в
порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 5 вышеуказанного
Федерального закона, перейти на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, если в течение года,
предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на
право применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности, совокупный размер валовой выручки данного
налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного
минимального размера оплаты труда, установленного
законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в
котором произошла подача заявления. При этом каких-либо
исключений из общей суммы выручки организации, в том числе по
отдельным видам деятельности, не предусмотрено.
Поэтому, при определении совокупного размера валовой выручки
для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности в состав валовой выручки организации должна включаться
вся сумма выручки, поступившая организации, в том числе и выручка
от видов деятельности, которые переведены на уплату единого
налога на вмененный доход.
Вместе с тем следует иметь в виду, что при расчете базы
налогообложения, когда в качестве объекта налогообложения
используется показатель валовой выручки или совокупного дохода,
выручка от видов деятельности, переведенных на уплату единого
налога на вмененный доход, организациями, применяющими упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, в состав валовой
выручки не включается.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 31.07.98 N
148-ФЗ с момента введения единого налога нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации Федеральный закон от
29.12.95 N 222-ФЗ применяется в части, не противоречащей данному
Федеральному закону.
При этом Федеральный закон от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и
Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" регулируют совершенно разные системы
налогообложения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от
29.12.95 N 222-ФЗ и Порядком отражения в Книге учета доходов и
расходов хозяйственных операций субъектами малого
предпринимательства, применяющими упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, утвержденным приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.96 N 18,
ведение организациями бухгалтерского учета и составление
бухгалтерской отчетности по упрощенной системе предназначено для
определения налогооблагаемой базы по единому налогу, исчисляемому
в соответствии с данным Федеральным законом.
Исходя из этого, организации, перешедшие по определенным
видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход,
не вправе вести по этим видам деятельности бухгалтерский учет по
упрощенной системе, предусмотренной федеральным законом от
29.12.95 N 222-ФЗ. По видам деятельности, по которым уплачивается
единый налог на вмененный доход, организации ведут бухгалтерский
учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также
составляют бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Начальник Управления
налогообложения малого бизнеса
Государственный советник налоговой
службы II ранга
А.Н.МЕЛЬНИЧЕНКО
|