ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2002 г. N ГКПИ01-1048
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Кебы Ю.Г.,
при секретаре Кузнецовой Е.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе К. об обжаловании пункта 3.2 Инструкции о порядке
назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 23.08.99 N 328,
установил:
К., инвалид 2 группы, а также ветеран Великой Отечественной
войны - житель блокадного Ленинграда, обратилась в Верховный Суд
РФ с жалобой, в которой просит признать незаконным п. 3.2
указанной Инструкции, ссылаясь на несоответствие его п. 7 ст. 18
Федерального закона "О ветеранах", ст. 32 Федерального закона "О
лекарственных средствах", ст. 44 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан, и ограничение им
ограничивает ее права на выписку рецепта на лекарства, не
указанные в территориальном формуляре лечащим врачом.
Заявитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения РФ Оловянников А.Е.
и Министерства юстиции РФ Савельева Ю.А. возражали против жалобы и
просили отказать в ее удовлетворении.
Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив
материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей что
жалоба подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации
находит, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан (в ред. Указа Президента РФ от
24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от
20.12.1999 N 214-ФЗ) производство и закупка лекарственных средств
и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с
потребностями населения Правительством Российской Федерации.
Контроль за качеством лекарственных средств, иммунобиологических
препаратов, дезинфекционных средств и изделий медицинского
назначения осуществляется Министерством здравоохранения Российской
Федерации или иными уполномоченными на то министерствами и
ведомствами.
Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на
льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской
Федерации, правительствами республик в составе Российской
Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного
обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Статьей 6 Федерального закона "О лекарственных средствах" (в
редакции ФЗ от 02.01.2000 N 5-ФЗ) предусмотрено, что Правительство
Российской Федерации:
1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
государственной политики в области обеспечения населения
Российской Федерации лекарственными средствами;
2) разрабатывает и осуществляет федеральные программы
обеспечения населения Российской Федерации лекарственными
средствами и развития медицинской промышленности;
3) устанавливает порядок социальной защиты граждан Российской
Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных
категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами;
4) утверждает Положение о деятельности федерального органа
контроля качества лекарственных средств.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
сфере обращения лекарственных средств:
1) разрабатывают и осуществляют региональные программы
обеспечения населения субъектов Российской Федерации
лекарственными средствами;
2) проводят экспертизу экологической безопасности производства
лекарственных средств на территориях субъектов Российской
Федерации;
3) проводят экспертизу санитарно-эпидемиологической
безопасности производства лекарственных средств на территориях
субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона).
Во исполнение ст. 32 названного Закона Правительство Российской
Федерации 8 апреля 1999 г. N 393 приняло Постановление "О
гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и
важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях
льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", которым
Министерство здравоохранения РФ обязано:
а) разработать и утвердить по согласованию с Министерством
экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской
Федерации минимальный ассортимент лекарственных средств,
необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого
обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве
составной части перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств;
б) осуществлять с участием органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации меры по контролю за наличием в
аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных
средств, необходимых для оказания медицинской помощи;
в) разработать и утвердить:
порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам,
обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое
учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея в
виду, что назначение лекарственных средств, норма их отпуска и
выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести,
характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;
порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях,
предусмотрев в нем правила замены лекарственного средства, на
которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.
2. Льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном
лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на
50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:
на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент
лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской
помощи, единолично лечащим врачом государственного или
муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту
постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления
для медицинского обслуживания (далее именуется поликлиническое
учреждение);
на лекарственные средства, не входящие в минимальный
ассортимент, а также на наркотические, психотропные,
сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства
(противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические,
иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-
экспертной комиссии поликлинического учреждения, или
соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или
врачами соответствующих специализированных лечебно-
профилактических учреждений (диспансеров).
В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления
срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и
выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без
предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией
поликлинического учреждения.
Министерство здравоохранения РФ приказом N 328 от 23.08.99
утвердило Инструкцию о порядке назначения лекарственных средств и
выписывания рецептов на них, в п. 3.2 которой предусмотрено, что
самостоятельно лечащим врачом поликлиники выписываются льготные
рецепты на лекарственные средства в соответствии со стандартами и
в рамках территориального формуляра, за исключением случаев
назначения лекарств, предусмотренных п. п. 3.2.1 - 3.2.4.
Поскольку Министерством здравоохранения РФ в установленном
порядке не исполнено поручение Правительства РФ по разработке и
утверждению минимального ассортимента лекарственных средств,
необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого
обязательно для аптечных учреждений, а также перечня жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств, ограничения в
выписке лечащим врачом поликлиники рецепта на лекарственные
средства, указанные в территориальном формуляре субъекта РФ,
который не предусмотрен ни в Федеральном законе, ни в
Постановлении Правительства РФ, однако предусмотрен в оспариваемом
п. 3.2 Инструкции, то следует прийти к выводу, что Министерство
здравоохранения РФ вышло за пределы прав, установленных
федеральным законодательством, и оспариваемый пункт Инструкции
подлежит признанию недействительным и не действующим с момента
принятия.
Верховный Суд также учитывает, что права отдельных граждан на
льготное обеспечение их лекарственными средствами и возможность
бесплатного их получения или с 50-процентной скидкой вне
зависимости от тяжести, характера заболевания, стандартов его
диагностики и лечения, а исходя из вида назначенного лекарства,
включенного в формуляр субъекта РФ, ограничивают права данной
категории граждан как на льготное обеспечение лекарственными
средствами, так и на обеспечение их жизненно необходимыми и
важнейшими лекарственными средствами. При таких данных суд находит
жалобу К. обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.1 ГПК РСФСР,
Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу К. удовлетворить. Признать недействительным и не
действующим с момента принятия пункт 3.2 Инструкции о порядке
назначения лекарственных средств и выписки рецептов на них,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации N 328 от 23 августа 1999 г., в части указания "... и в
рамках территориального формуляра".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней
в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
|