Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.01.2002 ПО ДЕЛУ N А56-18441/01 О ДОВОДЕ ИМНС О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НДС ИЗ БЮДЖЕТА В СВЯЗИ С НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕМ НОТАРИАЛЬНО ЗАВЕРЕННЫХ ПЕРЕВОДОВ НА РУССКИЙ ЯЗЫК КОПИЙ КОНОСАМЕНТОВ И БАНКОВСКИХ ДОКУМЕНТОВ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 8 января 2002 г. N А56-18441/01
   
                              (Извлечение)
   
        Общество с ограниченной  ответственностью  "Дантай"  (далее -
   ООО)  обратилось  в  Арбитражный  суд  города  Санкт-Петербурга  и
   Ленинградской  области  с иском об обязании Инспекции Министерства
   Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району
   Санкт-Петербурга  (далее  -  ИМНС)  возместить  из  бюджета 546066
   рублей налога на добавленную стоимость (далее -  НДС),  уплаченные
   поставщикам   материальных  ресурсов  при  реализации  товаров  на
   экспорт за 4-й квартал 1999 года и 1-й - 2-й кварталы 2000 года.
        Решением от 30.08.01  суд  удовлетворил иск ООО со ссылкой на
   положения пунктов 1 и 3 статьи 7 Закона  Российской  Федерации  от
   06.12.91  N  1992-1  "О  налоге на добавленную стоимость" (далее -
   Закон "О НДС"), установив на основании имеющихся в деле материалов
   право  истца на применение льготы,  предусмотренной подпунктом "а"
   пункта 1 статьи 5 названного закона.
        Апелляционная инстанция  постановлением  от 29.10.01 оставила
   решение суда без изменения, признав правильными выводы суда первой
   инстанции.
        В кассационной жалобе ИМНС  просит  отменить решение  суда  и
   постановление   апелляционной   инстанции.  По  мнению  налогового
   органа,  обжалуемые  судебные  акты  вынесены  по   не   полностью
   выясненным обстоятельствам,  имеющим значение для дела, вследствие
   чего судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены
   нормы  материального  права.  При  этом ИМНС указывает на то,  что
   истец,  нарушив требования  Инструкции  Госналогслужбы  Российской
   Федерации  от  11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога
   на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39),  представил в
   налоговый  орган  предусмотренные  этой  нормой  копии документов,
   которые не заверены в установленном порядке, а также на то, что за
   1-й квартал 2000 года нет подтверждения перечисления в бюджет сумм
   НДС поставщиками экспортируемых товаров, в связи с чем отсутствуют
   основания для возмещения ООО налога.
        В судебном  заседании  представитель  ИМНС  поддержал  доводы
   кассационной  жалобы,  а  представитель ООО просил оставить ее без
   удовлетворения,  указывая на несостоятельность доводов  налогового
   органа.
        Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы
   ИМНС,   проверив   правильность   применения   судами   первой   и
   апелляционной  инстанций  норм  материального  и   процессуального
   права, установила следующее.
        Согласно материалам   дела    одновременно    с    налоговыми
   декларациями по НДС (экспорт) за 4-й квартал 1999 года,  1-й и 2-й
   кварталы 2000 года ООО представило в ИМНС предусмотренные  пунктом
   22  Инструкции N 39 документы,  подтверждающие право на применение
   льготы,  установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона  "О
   НДС", и обратилось с заявлениями о возмещении из бюджета сумм НДС,
   уплаченных поставщикам экспортируемых пиломатериалов.
        ИМНС провела  камеральные   налоговые   проверки   соблюдения
   налогового  законодательства  при  исчислении  НДС  по  экспортным
   поставкам за 4-й квартал 1999 года,  1-й и 2-й кварталы 2000 года,
   в результате которых признано неправомерным предъявление ООО  сумм
   НДС   к  возмещению  из  бюджета.  Основанием  для  такого  вывода
   послужило  то,  что  налоговыми  органами   проводятся   встречные
   проверки  поставщиков  ООО,  а также нарушение положений пункта 22
   Инструкции N 39,  поскольку представленные истцом копии документов
   не  заверены  в  установленном  порядке и не переведены на русский
   язык (акты проверок от 18.04.2000, 26.06.2000 и 24.07.2000).
        Кроме того, решением  от  30.05.2000 N 19/13168,  принятым по
   результатам  выездной   налоговой   проверки   соблюдения   истцом
   налогового  законодательства  при  исчислении  НДС  по  экспортным
   поставкам за 1-й - 3-й кварталы 2000 года,  ИМНС  отказала  ООО  в
   возмещении сумм НДС по тем же основаниям.
        Кассационная инстанция считает, что отказ ИМНС  в  возмещении
   ООО  из бюджета 546066 рублей НДС нарушает права налогоплательщика
   и не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
        Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также
   условия реализации этого права установлены  статьей  7  Закона  "О
   НДС",   действовавшей   до   01.01.01.  Порядок  реализации  права
   налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при  экспорте  товаров
   (работ,  услуг)  предусмотрен  пунктом  3 статьи 7 Закона "О НДС".
   Согласно названной  норме  в  случае  превышения  сумм  налога  по
   товарно-материальным   ценностям,   стоимость  которых  фактически
   отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога,
   исчисленными  по  реализации  товаров  (работ,  услуг),  возникшая
   разница засчитывается в счет предстоящих платежей или  возмещается
   за  счет  общих  платежей  налогов  в  десятидневный  срок  со дня
   получения расчета за соответствующий отчетный период.  Аналогичный
   порядок  возмещения  НДС  по  экспортным  операциям  установлен  и
   пунктом 4  статьи  176   Налогового кодекса  Российской  Федерации
   (далее - НК РФ), действующей с 01.01.01.
        Порядок применения  статьи  7 Закона "О  НДС"   разъяснен   в
   пунктах 19 - 22  Инструкции  N 39, изданной на основании статьи 10
   названного  закона.  Согласно пункту  21   Инструкции   N  39  при
   освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта  1
   статьи 5 Закона "О НДС"  возмещение  НДС,  фактически  уплаченного
   поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары  (выполненные
   работы, оказанные услуги), производится при наличии  у  экспортера
   документов,  подтверждающих  реальный  экспорт  товаров,  перечень
   которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.
        Таким образом, право  налогоплательщика на возмещение (зачет)
   НДС при экспорте товаров (работ,  услуг) обусловлено фактом уплаты
   поставщикам  сумм НДС при оплате товаров в порядке,  установленном
   пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС",  и  фактом  реального  экспорта
   этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными
   пунктом 22 Инструкции N 39.
        Названными нормами  право налогоплательщика на возмещение НДС
   не  связано  с  фактическим  внесением  сумм   налога   в   бюджет
   поставщиками   экспортируемых   товаров  (работ,  услуг),  которые
   являются самостоятельными налогоплательщиками,  и  не  установлена
   обязанность  налогоплательщика  подтвердить это обстоятельство при
   предъявлении сумм НДС к возмещению.  Согласно пункту  3  статьи  7
   Закона "О НДС" возникшая у налогоплательщика отрицательная разница
   по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или  возмещается
   за  счет  общих  платежей  налогов  в  десятидневный  срок  со дня
   получения расчета за соответствующий  отчетный  период",  а  не  с
   момента  поступления в бюджет сумм налога,  уплаченных поставщикам
   товаров  (работ,  услуг).  При  этом  источником  возмещения   НДС
   являются  "общие  платежи  налогов",  а  не суммы НДС,  уплаченные
   поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг).
        Кроме того, в  силу  статей  32,  82  и  87 НК РФ обязанность
   осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства  о
   налогах   и   сборах  возложена  на  налоговые  органы.  В  случае
   неисполнения  обязанности  по  уплате  налога   поставщиками   или
   производителями     экспортных     товаров,    которые    являются
   самостоятельными налогоплательщиками,  налоговые органы  вправе  в
   порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о
   принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить
   формирование  в бюджете источника возмещения сумм НДС,  уплаченных
   при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера,
   предусмотренных  подпунктом  "а"  пункта  1  статьи  5 и пунктом 3
   статьи 7 Закона "О НДС", а также пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
        Несостоятелен и   довод    ИМНС   о   том,   что   документы,
   представленные ООО  в  соответствии  с  перечнем,  предусмотренным
   пунктом  22  Инструкции N 39 для обоснования применения экспортной
   льготы по НДС, не заверены в установленном порядке и не переведены
   на  русский  язык.  Как  уже  сказано,  право налогоплательщика на
   возмещение  (зачет)  НДС  при  экспорте  товаров  (работ,   услуг)
   обусловлено  фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров
   и фактом реального экспорта этих товаров,  который  подтверждается
   документально.  В  пункте  22  Инструкции  N  39 приведен перечень
   документов, которые налогоплательщик в обязательном порядке должен
   представить   в   налоговый   орган   для   обоснования  льгот  по
   налогообложению  экспортируемых  товаров,  однако  не  установлена
   обязанность  налогоплательщика  представить нотариально заверенные
   переводы  на  русский  язык  копий   коносаментов   и   банковских
   документов,  а  также  паспорта  сделки.  При  наличии  сомнений в
   достоверности  копий  документов,  которые  не  заверены   главным
   бухгалтером   организации,   налоговый   орган  в  соответствии  с
   положениями статей 88,  89,  93 и 94 НК РФ  вправе  истребовать  у
   налогоплательщика  подлинные  документы.  В  данном случае ИМНС не
   использовало эту  возможность,  а  суд  при  разрешении  спора  по
   существу  на  основании имеющихся в деле материалов установил факт
   реализации ООО пиломатериалов на экспорт.
        Поскольку ИМНС  не оспаривает  факт  уплаты  истцом  сумм НДС
   поставщикам  товаров  и  факт  представления  истцом   документов,
   перечень  которых  предусмотрен  пунктом  22  Инструкции  N 39,  у
   ответчика отсутствовали основания  для  отказа  ООО  в  возмещении
   546066 рублей НДС по экспорту за 1-й квартал 1999 года и 1-й - 2-й
   кварталы 2000 года.  Следует  также  отметить,  что  ИМНС  в  ходе
   судебного    разбирательства    не    представила   доказательства
   недостоверности сведений,  содержащихся  в  представленных  истцом
   документах,  подтверждающих правомерность применения им экспортной
   льготы.
        Учитывая изложенное,  кассационная   инстанция   не   находит
   оснований для удовлетворения  жалобы  ИМНС,  а  принятые  по  делу
   судебные акты считает законными и обоснованными.
        Руководствуясь статьей   174   и   пунктом   1   статьи   175
   Арбитражного  процессуального   кодекса    Российской   Федерации,
   Федеральный арбитражный суд  Северо-Западного  округа  постановил:
   решение от 30.08.01 и  постановление  апелляционной  инстанции  от
   29.10.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
   области  по  делу  N  А56-18441/01  оставить  без   изменения,   а
   кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по
   налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга -  без
   удовлетворения.
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz