ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 января 2002 г. N А56-22646/01
(Извлечение)
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод
"Арсенал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции
межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками
Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) о признании
недействительным заключения от 20.07.01 N 05-34/5 об отказе
обществу в возмещении налога на добавленную стоимость (далее -
НДС) за март и апрель 2001 года в сумме 4984852 рублей.
В суде первой инстанции истец в порядке, предусмотренном
статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, изменил исковые требования и просил обязать налоговую
инспекцию зачесть НДС в сумме 4984852 руб. по экспорту за март и
апрель 2001 года в счет недоимки по НДС по внутреннему рынку.
Решением от 01.10.01 исковые требования общества
удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить
решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм
материального права и отказать в иске. Податель жалобы считает,
что для возмещения (зачета) НДС необходимо сформировать общие
платежи НДС, из которых должно происходить его возмещение.
Поскольку в ходе встречных проверок поставщиков истца, на
необходимость проведения которых указано в приказах Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 09.02.2000
N АП-3-18/36, от 04.05.2000 N АП-2Б-29/230, от 08.06.2000
N БГ-3-29/220 и приказе Управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000
N 99, не подтверждены факты уплаты ими сумм НДС, в бюджете не
сформирован источник возмещения этого налога истцу.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы
жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы
налоговой инспекции, проверив правильность применения судом первой
инстанции норм материального и процессуального права, установила
следующее.
Налоговой инспекцией в отношении истца было вынесено
заключение от 20.07.01 N 05-34/5 о частичном отказе обществу в
возмещении НДС в сумме 4984852 руб. Заключение вынесено на
основании соответствующего решения комиссии налоговой инспекции от
09.07.01, принятого по факту представления обществом деклараций по
НДС по ставке 0 процентов за март и апрель 2001 года.
В обоснование отказа в возмещении НДС в сумме 4984852 руб. в
решении указано на отсутствие в бюджете источника для возмещения
входного НДС, что, по мнению налогового органа, подтверждено
результатами встречной проверки поставщика общества - ООО
"Консальта" и последующей встречной проверки поставщика ООО
"Консальта" - ООО "Айдиви АГ".
Право налогоплательщика на возмещение (зачет, возврат)
излишне уплаченной суммы НДС и условия его реализации установлены
пунктом 1 статьи 176 НК РФ, согласно которому в случае, если по
итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую
сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом
налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи
146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету,
возврату) налогоплательщику.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ
налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при
реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при
условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории
Российской Федерации и представления документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС при
экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты
поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном
пунктом 1 статьи 168 НК РФ, и фактом реального экспорта этих
товаров, подтвержденного соответствующими документами.
Названными нормами право на возмещение (зачет) НДС не
связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет
поставщиками и производителями экспортных товаров, являющимися
самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается
обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при
предъявлении НДС к возмещению.
В данном случае налоговой инспекцией не оспаривается факт
уплаты истцом НДС поставщикам товаров (работ, услуг) и признается
факт их реального экспорта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ возврат сумм НДС
производится на основании письменного заявления налогоплательщика
и решения налогового органа о возврате суммы налога, а не
результатов встречных проверок поставщиков. При этом источником
возмещения НДС является "соответствующий бюджет", а не суммы НДС,
уплаченные поставщиками экспортных товаров (работ, услуг).
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые
органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за
соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и
сборах. В случае неисполнения обязанности по уплате налога
поставщиками или производителями экспортных товаров (работ,
услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками,
налоговые органы в соответствии с положениями статей 45, 46 и 47
НК РФ вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой
обязанности и тем самым обеспечить формирование источника
возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров
(работ, услуг), а также реализацию прав экспортера,
предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 и статьей 176 НК
РФ.
Факт наличия у истца недоимки по НДС по внутреннему рынку
налоговой инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции
следует признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт
1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 01.10.01 по делу N А56-22646/01 оставить без изменения,
а кассационную жалобу Инспекции межрайонного уровня по работе с
крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без
удовлетворения.
|